«ВД» выбрал лучшие комедии Островского в московской афише. В «Мастерской Фоменко» играют «Волков и овец», а в «Современнике» выходит «Горячее сердце».

«Волки и овцы»
Мастерская Петра Фоменко

Не секрет, что классика бывает живая, а бывает мертвая — и виноваты в этом не авторы, а режиссеры. Главное условие успеха — относиться к пьесе не как к архаике, а как к только что написанному тексту.В новейшие времена театральная реанимация Островского началась в 1993-м. Вернее, чуть раньше — с того дня, когда студенты курса Петра Фоменко впервые сыграли своих «Волков и овец» в студенческой аудитории ГИТИСа. Интересно, что Островского выбрал не сам мастер, а его ученица — китайская студентка Ма Чжен Хун. Начав репетировать, она вскоре призвала на помощь учителя. Так возник спектакль,вроде бы и продолжающий традицию, но в то же время лукаво над ней посмеивающийся. Фоменко прошелся по пьесе наждаком — содрал все штампы, которыми она обросла за сто с лишним лет, как обрастают ракушками океанские лайнеры. Собственно, после этого спектакля Москва и заговорила о том, что талантливый курс надо превратить в театр. Трудно назвать страну, где «фоменки» за эти годы не играли бы «Волков и овец», — разве что в Антарктиде, и то не точно. Еще удивительнее, что спектакль этот жив и поныне. Взгляните на старую ханжу и аферистку Мурзавецкую — Мадлен Джабраилову, на ее бедную родственницу — Галину Тюнину, на богатую вдовушку Купавину — Полину Кутепову, на Ксению Кутепову, Карэна Бадалова, Рустема Юскаева... — и убедитесь сами.

фото: Лариса Герасимчук


«Правда — хорошо, а счастье лучше»
Малый театр

Ученик Фоменко Сергей Женовач верен не букве, но духу учителя: в 2003-м он поставил в Малом театре (для которого драматург полтора столетия назад и писал) искрящийся юмором спектакль, доказывающий, что в любую традицию можно вдохнуть жизнь — был бы талант. Талантов в Малом оказалось много — настолько, что жюри «Золотой ма-ски» даже вручило спектаклю спецприз «За лучший актерский ансамбль». Историю двух влюбленных, едва не разделивших участь Ромео и Джульетты, но спасенных верной нянькой с говорящим именем Филицата (то есть «счастье») разыгрывают: Евгения Глушенко, Глеб Подгородинский, Василий Бочкарев, Людмила Полякова и другие.

фото: Екатерина Цветкова


«Таланты и поклонники»
Театр им. Маяковского

Первый спектакль Миндаугаса Карбаускиса во вверенной ему «Маяковке» вдохнул новую жизнь в увядшую было труппу и принес театру первый громкий успех — Светлана Немоляева получила «Золотую маску» за роль Домны Пантелеевны. Номинацию «Роль второго плана» ввели в этом году, кажется, специально для нее — уж очень хороша актриса, оставившая свой обычный наигрыш, в образе робкой, растерянной матери артистки Негиной. Да и другие звезды труппы — Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Даниил Спиваковский и приглашенная Ирина Пегова — тут на высоте. В общем, прекрасный спектакль для любителей добротного психологического театра.

фото: пресс-служба театра


«Деньги»
Сатирикон

Коллизии Островского легко проецируются на наши дни. Пару лет назад Константин Райкин поставил комедию «Не было ни гроша, да вдруг алтын», заменив старинное название коротким и современным — «Деньги». Действие, как сказано в пьесе, происходит на краю Москвы. Режиссер переносит его в Химки или Чертаново — туда, где громоздятся гаражи и шумят электрички. Молодежь — та, что еще не отсидела, режется в пинг-понг. А за гаражами, стараясь не отсвечивать, прохаживаются бывалые — те, кто не хочет лишний раз встречаться с Тигрием Львовичем Лютовым (Александр Гунькин) — квартальный надзиратель превратился в участкового, который обшаривает лачуги, собирая мзду. Лавочник Истукарий Лупыч (Антон Кузнецов) днем торгует лучком, ночью — поддельными документами, его жена Фетинья листает журнал Forbes. И старшее поколение артистов, и недавние выпускники курса Райкина играют шумно (чтобы перекричать фонограмму с шумом поезда) и театрально, превращая каждую сцену в отдельный скетч. Уже минут через двадцать все становится слишком ясно. И, честно говоря, скука была бы неминуема, если бы не появлялся Михей Михеич Крутицкий — разжалованный за взятки чиновник, морящий голодом жену и племянницу Настю. У Островского эта Настя, красавица, в прошлом привыкшая к роскоши в семье приемной матери, а ныне посланная дядюшкой собирать милостыню, становится главной героиней. Но в спектакле Райкина Крутицкого играет виртуозный Денис Суханов. Поэтому главным действующим лицом оказывается старец в ободранной шинели, женской шапке и рваных кедах. В противовес остальным, слишком уж внятным персонажам, в Крутицком Суханова есть какая-то чертовщина. Ведь не иначе как черт толкал его под руку, заставляя сперва брать взятки, а после отнимать у жены каждую копейку, рыться в мусоре, стоять на паперти, а потом зашить накопленные богатства в полы рваной шинели. С орлиным профилем, горящими глазами и неприятным визгливым голосом он кажется родным братом гоголевского Плюшкина, а может, и Башмачкина. Собственно, смотреть этот спектакль стоит из-за него.

фото: пресс-служба театра