В МХТ им. А.П. Чехова премьера — спектакль «Начнем все сначала». В главной роли мхатовский старожил, любимец театральной Москвы . «ВД» встретился с актером и режиссером, чтобы поговорить о планах переустройства Дома актера, белой зависти к коллегам и корпоративной этике.

Начнем с премьеры. Чем вас заинтересовало произведение 32-летней американки Анни Бейкер?
А вы читали пьесу? Нет? Ну все равно не буду пересказывать сюжет. Скажу лишь, что там не очень русская и загадочная история: про некую группу, которая занимается полупсихотренингом, полуактерским мастерством и знакомится со своими комплексами. Пьеса про одиночество — бич нашего времени. В материале есть хорошая странность, и было бы здорово, если бы она считывалась зрителями, а не осталась просто странностью… Для меня это эксперимент:у всех героев психоделическое существование.

А почему название поменяли?
Всегда, когда работаешь с переводным материалом, происходит его адаптация. Скажем, когда я ставлю в Америке со студентами Чехова, считаю, что они должны играть «своего» Чехова, американского. Оригинальное название — «Зеркальное превращение по кругу» — несколько наукообразно, у нас спектакль пойдет как «Начнем все сначала». С автором посоветовались, как я понял.

А что можете сказать о постановщике? Известно, что он был ассистентом у Стреллера и Уилсона, много ставил в Бухаресте, откуда эмигрировал при коммунистах…

Он светлый человек! И, конечно, американский румын Адриан Джурджиа (интервью с режиссером читайте на нашем сайте) — интересный режиссер. Он, кстати, все понимает по-русски, как и я по-английски, но не говорит. Репетируем мы через переводчика, но к этому я привык — больше 20 лет сам работаю через переводчика. Я ставил спектакли во Франции, каждый год занимаюсь со студентами в Гарварде. И если переводчик хороший, а у нас — прекрасный, то уже так привыкаешь, как будто с тобой один человек говорит.

Когда вы работаете как актер, вы убиваете в себе режиссера?
Пытаюсь. Во-первых, я и не режиссер. Я самоучка. Я всегда предлагаю какие-то свои варианты, не могу не предлагать. Но надо довериться режиссеру, а дальше будь что будет. Мы не боги, но если режиссеру не довериться, результат окажется только хуже.

Когда вы соглашаетесь на роль, какой стимул для вас главный?
Главное, чтобы компания оказалась хорошей! Чтобы мы были на одной волне. Мне повезло — все, чего я достиг в театре, я делал с друзьями.

А вы довольны тем, чего достигли?
В театре — да. Хотя актер не должен быть всегда доволен, иначе надо уходить на пенсию. Мне еще не наскучило играть! И тут я согласен с Олегом Павловичем Табаковым, когда на вопрос, что ему больше всего нравится, он отвечает: выходить на сцену!

Ну а успех для вас важен?
Конечно! А как же?! Безусловно. И не верьте актерам, которые говорят, что им успех неинтересен.

Понятно, что «нам не дано предугадать», однако, по вашим ощущениям, премьерный спектакль будет иметь хорошие рецензии и внимание зрителей?
Знаете, я уже много лет в театре и понимаю, что успех — понятие условное. Скажем, спектакль, который прошел в МХТ, к сожалению, всего лишь несколько раз — «Иванов» режиссера Юрия Бутусова — для меня был одним из самых главных в жизни, а для других он почему-то таковым не стал…

Корпоративная этика позволяет вам критиковать спектакли МХТ публично?
Публично — нет. Но я многих премьер еще и не видел в нашем театре. Хочу посмотреть «Письмовник», потому что мне нравится роман Михаила Шишкина, а режиссер Марина Брусникина — мой друг. Не видел пока «Идеального мужа» и «Событие» Константина Богомолова, но мне очень понравился другой его спектакль — «Год, когда я не родился». Константин нашел ход к пьесе Розова. Я знал Виктора Сергеевича, царство ему небесное, это был великий драматург, но сегодня его «Гнездо глухаря» — такая пыльная пьеса... А оказалось, что это — про нас.

В других театрах удается бывать?
Да, и я испытываю хорошую белую зависть, когда зрелище в чужих стенах мне нравится. Я очень люблю бутусовскую «Чайку» в «Сатириконе», просто обожаю! И надо пойти обязательно посмотреть его Брехта в Театре им. А.С. Пушкина («Добрый человек из Сезуана». — Прим. ред.). Вообще я очень грущу, что Бутусова нет сейчас в Художественном театре, надеюсь, он снова придет к нам ставить... Мне нравится «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова. Хочу, чтобы у меня в Доме актера появилась такая же современная площадка.

Кстати, многие читатели не знают, что вот уже год вы — директор этого творческого клуба.
Это культовое место, мы все там выросли, и ответить на предложение стать его директором «Нет, ребята, спасибо!» было бы трусовато с моей стороны. Я хочу, чтобы люди приходили к нам не только на творческие вечера — а они проходят в таком формате, в каком зрители своих любимых артистов прежде не видели. Но и чтобы появилась площадка-трансформер мест на 350–400, где будут играться спектакли. Недавно с Сергеем Коковкиным в противовес фестивалю NET мы придумали фестиваль «ДА» («Дом актера»). Хотим устраивать читки и показы новых пьес. Надеюсь, в Доме актера я не свадебный генерал. Конечно, много трудностей. Мы не государственная структура, сами себя обслуживаем. А помощь не помешала бы — здание старое. Моя задача — завлечь в Дом актера творческую молодежь, которая предпочитает модные площадки. И еще я мечтаю об актерском профсоюзе. Мы это даже как-то обсуждали с Женей Мироновым. Юридически мы, артисты, не защищены никак, ни
в кино, ни в театре.

Совсем недавно ко всем вашим «возам», Игорь Яковлевич, добавился новый — вам предложили стать ректором Школы-студии МХАТ…
Пока я не хочу на эту тему говорить. Суеверный! Конечно, это престижное предложение. Это тоже мой дом, я преподаю уже 20 лет. Можно поговорить летом — 11 июня должно состояться утверждение. Но я вам могу сказать с полной ответственностью: аналогов русской театральной школе в мире нет. Такого структурированного театрального образования, как в России, нет нигде. Наша задача его сохранить.

Простите, а у вас остается время на себя? На какой-нибудь досуг? Фитнес, скажем…
У меня под боком World Class, и есть его карточка. Спросите, сколько раз за год я там был? Один! Позанимался, кстати, очень хорошо. Думаю: ну все, молодец, надо будет ходить, это же одно удовольствие — в бассейне поплавать, тренажеры покрутить, но… лень-матушка. Мне бы домашних увидеть, жену и сыновей, а вы — спорт…

фото (портрет): Екатерина Цветкова
фото (сцена из спектакля МХТ им. Чехова
«Дом»): Екатерина Цветкова


Игорь Золотовицкий играет в МХТ с 1983 года. Сейчас в репертуаре театра семь спектаклей с его участием: кроме премьерного «Начнем все сначала», это «№ 13», «Осада», «Последняя жертва», «Изображая жертву», «Мастер и Маргарита», «Дом». Как режиссер поставил для МХТ «Женитьбу» Гоголя. Снимался в фильмах «Такси блюз» П. Лунгина, «Москва» А. Зельдовича, «Дура» М. Коростышевского и др. Педагог Школы-студии МХАТ. С 2011 года — директор Дома актера.