Самые масштабные гастроли знаменитого театра в Москве.

Спектакли Коляды-театра  всегда событие. Их ждет в Москве целая армия оголтелых поклонников, билеты раскупаются мгновенно, и студенты театральных вузов чуть ли не с люстр свешиваются, чтобы «хоть краем глаза...». Все дело в странной, но притягательной варварской эстетике ёбургского мэтра, каждым новым своим спектаклем свергающего театральные основы. Если вы себя к фанатам Коляды не причисляете, и любому «постмодерну» на сцене предпочтете классику, читать этот текст дальше совсем необязательно.

Театру Коляды чуть больше десяти лет, а его знают во всем мире. Постановки завоевали все мыслимые театральные премии, имена ведущих актеров (Олег Ягодин, Антон Макушин, Василина Маковцева...) выучили наизусть критики, а в самом театре теперь проводятся фестиваль новой драматургии и работает актерская школа. Особенности коляды-стиля: шокирующие интерпретации классических текстов, откровенный китч на сцене и самая что ни на есть «чернуха», выворачивающая душу наизнанку.

Первым спектаклем нынешних гастролей стал «Борис Годунов». Пушкинский текст здесь «оброс» множеством театральных трюков, вроде тех, когда власть символизирует дискотечный шар, а футбольные дуделки заменяет «рог» глашатая. А еще здесь толпа облезлых «юродивых» водит хороводы, вооружившись вилами и топорами, пока Борис Годунов расфасовывает куриные трупики в полых матрешек... И татарин дерется с плюшевым медведем, а все жители Москвы ходят с искусственными горбиками. Все эти подчас необъяснимые, шокирующе-безобразные метафоры обращены не просто к преданному и умному зрителю, но к его подсознанию. Коляда поставил спектакль не о Годунове (его, как всегда, замечательно играет Олег Ягодин) и муках его преступной (преступной ли?) совести. Он поставил спектакль об отношениях власти с народом. Первая беснуется в развратном угаре (из колонок все время доносится пьяное мычание «Боря, Боря...»), вторая всё прощает. Первобытный инстинкт поклонения сильнейшему — никуда не делся. Вот оно, новое племя. Такое же тупое, неотесанное, верующее ни пойми во что. И все равно, перед каким царем падать ниц.

Та же проблематика в другом важном спектакле Коляды. Его «Гамлет» (в главной роли снова Ягодин) — это тоже про народ. Только здесь акцент смещен с долготерпения «героев» на их чудовищную рабскую сущность. По сцене носится толпа в ошейниках с поводками, все как один в растянутых тренировочных штанах и юбочках из поеденных молью штор. Но странные наряды это не главное. А главное — дефективная походка, высунутые языки и вылупленные глаза. У этих людей ублюдочное сознание, а половой инстинкт заменяет им удовольствие думать и чувствовать. Именно потому, что они такие (по мысли Коляды мы все такие), они визжат от удовольствия, когда новый правитель испражняется в ванной, а на народных гуляниях на «десерт» им подают свальный грех. Гамлет в этой истории отнюдь не герой. Он один из них, гаденыш, похожий на гопника. Его становится жалко, но в самом финале, когда он остается на сцене один. Под душем и без одежды. Еще один голый король над народом, который безумствует и молчит.