Международный театральный фестиваль имени Чехова — не только крупнейший в России смотр спектаклей со всего мира, но и автор множества разных проектов, в том числе — организатор гастролей зарубежных трупп. В этот раз Чеховский привозит в Москву «Юлия Цезаря» из английского Стратфорда-на-Эйвоне, родного города Шекспира.

Театр, основанный в 1875 году, специализируется, как нетрудно догадаться, на произведениях великого барда. Труппа стала одной из самых знаменитых в Англии и для многих связана с образом британского театра как такового. В Москве ее не видели очень давно — последние гастроли в России (тогда еще в СССР) прошли 45 лет назад. Кажется, что театр, наделенный таким ореолом, должен быть оплотом традиций и строгого академизма. Но его нового художественного руководителя Грегори Дорана, ставящего Шекспира уже два десятилетия, никакие предрассудки не волнуют.

С трагедией «Юлий Цезарь» он обошелся так, как до него на этой прославленной сцене не посмел еще никто, — все роли римских правителей, патрициев и плебеев он отдал актерам африканского происхождения. Они разговаривают с акцентом, одеты в современные костюмы и бродят по руинам, куда больше напоминающим разбомбленный город где-нибудь в Ливии, чем стилизованные античные развалины.

Доран задумал спектакль задолго до «арабской весны», но в итоге пьеса об убийстве тирана и последующей жестокой борьбе за власть, разыгранная выходцами с Черного континента, кажется почти документальной фиксацией сегодняшнего дня. Аскетичность формы соседствует в постановке с резким натурализмом, и политические противоречия драмы Шекспира кажутся еще менее разрешимыми, чем когда-либо прежде, а тема африканских революций очевидно рифмуется с очень актуальной для Европы проблемой мигрантов.

фото: пресс-служба фестиваля