Фестиваль «Сезон Станиславского» завершится спектаклем великого Питера Брука.

Как никто другой, он всю жизнь экспериментировал с театральными формами и жанрами, используя приемы самых разных времен и народов: комедию дель арте и восточный цирк, мейерхольдовскую биомеханику и систему Станиславского, уличные площадные представления и театр жестокости. В поисках нового языка его актеры скитались по Африке и Индии, занимались йогой и медитацией, играли на выдуманных языках, давали спектакли в бедняцких кварталах и среди древних развалин. Что бы Брук ни ставил — своего любимого Шекспира или «Махабхарату», – он размышлял о природе театра.

Удивительно, но величайший режиссер современности не получил системного театрального образования, в Оксфорде он изучал лингвистику и начинал в любительском театре. Поэтому многие свои открытия Брук совершал интуитивно, следуя не теориям, а шестому чувству — чувству театра. И лишь потом начал подводить под них научную базу. Его спектакль Warum Warum, сделанный для цюрихского театра Schauspielhaus, — своеобразный итог долгого пути в искусстве.

В пустом пространстве сцены (первая книга Брука так и называлась — «Пустое пространство») только двое: актриса Мириам Голдшмит и композитор Франческо Агнелло, играющий на диковинном музыкальном инструменте ханге, похожем то ли на медный таз, то ли на летающую тарелку. Актриса размышляет о том, зачем каждый вечер выходит на сцену, обильно цитируя классиков: Антонена Арто и Гордона Крэга, Шарля Дюллена и Всеволода Мейерхольда, Дзэами Мотокие и Уильяма Шекспира.

Перед зрителями проходит краткий курс театральной мысли, пропущенно й через личный чувственный опыт актрисы и режиссера. И в конце они приходят к выводу, что в театре не может быть идеальных теорий и готовых схем, только вечный поиск и обновление. Этот спектакль наверняка будет интересен не только специалистам, ведь Питер Брук как никто умеет говорить о сложном просто и увлекательно.

фото: пресс-служба фестиваля