ПОИСК
Наталья Витвицкая
23 мая 2012

Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим»

Одну из самых ярких театральных актрис нового поколения, Яну Гладких широкая публика заметила после спектакля «Пять вечеров» в Мастерской Фоменко. Однако и в родном МХТ им. Чехова у нее значительный репертуар. Совсем скоро — премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске». «ВД» поговорил с актрисой о ее учителях, звездных коллегах, актерском везении и женских мечтах.

Расскажите о Вашем детстве, родителях.
Я не из театральной семьи. Моя мама сейчас домохозяйка. А папа недавно занялся сельским хозяйством в Костромской области. Я называю его «новым помещиком» (улыбается). У него свое зерно, животные, производство.

Как получилось, что Вы захотели стать актрисой?
На самом деле я всегда хотела быть адвокатом. Лет в 12, когда я об этом заявила родителям, мама сказала «что ж, тогда иди учись разговаривать и подавать себя». Так я оказалась в детской театральной студии под руководством Игоря Яцко. Я занималась там 6 лет. Поле чего четко для себя решила, что буду поступать в театральный вуз.

На это решение повлиял именно Игорь Владимирович?
Да. Он меня очаровал, поразил, заразил. Я уже не видела другого пути.

Как отнеслась к Вашему решению семья?
Начну с того, что мой отец долго не мог смириться с рождением девочки, он хотел мальчика (смеется). Переспрашивал сестер в роддоме «вы уверены? Посмотрите внимательнее». Поэтому я так много в детстве занималась спортом. Когда я поступила в театральный, я услышала от него «да что ж такое, могла бы стать великой теннисисткой или волейболисткой. Да кем угодно, а что вместо этого?». Только после первых моих спектаклей он смирился. Мама же всегда меня поддерживала.

Яна, почему именно Школа-студия МХАТ?
На самом деле для меня не было разницы, в какой вуз идти. Но я попала на спектакль «Косметика врага», где играли Константин Аркадьевич Райкин и Роман Ефимович Козак. Меня очень впечатлила их работа. Моя мама узнала, что Козак набирает курс. Я тогда училась в 10 классе, пришлось сдавать экзамены за 11-ый экстерном. Так мне хотелось попасть именно к Роману Ефимовичу. Поступила с первого раза.

Невероятно. Вы всегда были целеустремленной отличницей?
А вот и нет. Я никогда не была отличницей. Пятерка у меня всегда была только по физкультуре. Институт я закончила с красным дипломом, но не могу сказать, что была выдающейся студенткой или любимицей учителей. Я считаю, что если ты занимаешься любимым делом, рано или поздно это принесет желанные плоды.

Чему Вас научили Ваши выдающиеся учителя?
Общаясь с Романом Ефимовичем, я физически ощущала его страсть к профессии. Почувствовала, как важно быть немножко сумасшедшим в своем деле. Роман Ефимович был невероятным человеком, комком энергии, каким-то огненным шаром. Если ты попадал под его влияние, то уже по-другому смотрел на мир. У Брусникина я научилась предельно подробному глубокому разбору роли. Он научил меня читать между строк. Марина Станиславовна... Ну что сказать? Она — человек, который дал мне шанс. Когда я была студенткой второго курса, она подарила мне роль в «Дворянском гнезде».

Критики тогда писали, что Вы переиграли Дмитрия Дюжева.
Я так не думаю. Нельзя играть отдельно от партнера. Если я была хороша, я говорю за это спасибо своему партнеру.

Легко ли было войти во «взрослый» театр, в серьезный спектакль, в серьезное партнерство?
Легко. На репетициях царила прекрасная атмосфера, все меня поддерживали. Наташа Егорова по-матерински много мне подсказывала. Дима тактично и терпеливо ждал, пока я рожу какую-нибудь реплику или реакцию. Я представляю, как это было трудно. Мне было всего 17 лет. А наша история на сцене — история очень страстная и взрослая. Мне потребовалось много времени, чтобы открыться.

Вы закрытый человек?
Нет, наверное. Просто есть темы, на которые мне трудно говорить. Любовь. Бог. Я стараюсь очень осторожно определять что-то относительно таких вещей и не торопиться с ответом. Поиск ответа, мне кажется, гораздо увлекательнее, чем любые утверждения.

Как вы попали в МХТ? Наверняка, были и другие предложения...
Я не мыслила другого театра для себя. Тем более я уже играла не в одном спектакле репертуара. Ввелась в «Иванова» Бутусова, получила роль в "Письмовнике«...Было «Дворянское гнездо».

Яна, все Ваши роли — замечательный материал для любой актрисы.
Да, я понимаю, мне невероятно повезло. И благодарю судьбу за возможность работать над такими текстами. И Тургенев, и Чехов, и Достоевский, и Володин. Сейчас я репетирую в спектакле по пьесе Вампилова. Это колоссальное удовольствие.

Нет страха, что такой резкий старт может не повлечь за собой такой же яркой актерской судьбы?
Думаю, самое бесполезное дело на свете — это загадывать. Проблемы следует решать по мере их поступления.

Вам знакома зависть бывших однокурсников, коллег?
Зачем об этом говорить? Это всегда есть и всегда будет.

Вы работали с лучшими режиссерами обеих столиц. Рыжаков, Эренбург... Есть среди них любимые?
Марина Брусникина и Виктор Рыжаков знают меня со студенчества. Они — мои родные люди, понимают меня, чувствуют. С ними легче находить общий язык. С остальными труднее. Пока самым трудным испытанием была работа с Эренбургом. Лев Борисович утверждает, что это из-за разницы питерской и московской театральных школ. Я долго не могла понять, что он имеет в виду. Меня 4 года чему-то учили, и вдруг понадобилась срочно все это забыть. Больше того, то самое, чего раньше было нельзя, стало можно и нужно.Потом я поняла, что другого варианта, кроме как довериться режиссеру, у меня нет. Я благодарна Эренбургу, я многому научилась.

Чему, например?
Стала быстрее (улыбается). Повторюсь — я медленно и мучительно выдаю результат. До последнего не показываю режиссеру то, что придумала у себя в голове, потому как не уверена, что ему понравится. Эренбург же с первых репетиций дал задачу и сказал «как ты будешь это делать мне все равно, но сделай это». Я промямлила что-то вроде «как? вот так сразу, я же еще ничего не поняла»... Но пришлось понять. Эренбург — властный режиссер.

Как Вы думаете, властность — необходимая черта для режиссера?
Я убеждена, что у каждого режиссера свой характер и соответственно свой метод работы с актерами. Большая удача — когда режиссер находит своего актера, а актер — своего режиссера.

Яна, расскажите об Олеге Павловиче Табакове.
Он никогда не оставляет без внимания никого из труппы. Замечает и помнит всех. Этим его качеством я особенно восхищаюсь.

Кто из коллег-актеров повлиял на Вас особенно сильно?
Вся команда «Пяти вечеров». Я обожаю этот спектакль. Мы из разных театров, при этом у нас сложилась невероятно душевная атмосфера. Как будто одно дыхание на всех. Я не думаю о разнице в возрасте. Слушаю, впитываю. Полина Агуреева — женщина-чума, прекрасный человек (улыбается). Игорь Гордин замечательный. Я наблюдаю за ними, потрясаюсь, учусь. Невольно подтягиваюсь. Это все умнейшие люди. С отличным чувством юмора. Я становлюсь опытнее и старше, благодаря им.

Вы заняты в спектаклях так или иначе классических. Вас не тянет в эксперименты?
Почему же. «Пять вечеров» Рыжакова — совсем не классический спектакль. И «Письмовник» — это современный поэтический текст. Я бы с огромным желанием пошла дальше. Однако то, что я, в основном, начинаю с классики — это хорошо. Это основа.

Чего Вы себе никогда не сможете позволить на сцене?
Если умозрительно, то я считаю, в театре табу нет. Я видела спектакли, в которых все актеры обнажены. На меня это произвело сильнейшее впечатление, я была восхищена. Но внутренне я к подобному опыту не готова. Возможно, это потому, что я не встретила того режиссера, который убедил бы меня в обратном.

Какие роли Вам интересно играть, прежде всего?
Я человек скорее сдержанный и стеснительный, но всегда стремилась к характерности. Меня привлекает острота, уникальная форма, игровой театр.

Актерская профессия помогает Вам лучше понимать мир, людей, себя?
Я не стала лучше разбираться в людях. Это, вероятно, приходит только с жизненным опытом. Но в театре моя душа постоянно трудится. У меня есть счастливая возможность прикоснуться к разным мыслям и ситуациям, которые в обычной жизни мне недоступны и не
будут доступны.

Какое Ваше главное качество характера?
Ох, не знаю. Я ненавижу говорить о себе. Пусть обо мне кто угодно, что угодно говорит. Но сама про себя говорить не умею и не могу.

Тогда так — Вы трудоголик?
Это я могу сказать твердо. У меня врожденный дефект — шило в одном месте. Я не умею отдыхать. Мне сразу кажется, что время бессмысленно тратится.

Кроме работы, что Вас увлекает?
Моя большая страсть — танцы. В свое время я перепробовала все — бальные танцы, классика, джаз, модерн. Было бы здорово играть в танцевальных спектаклях. У меня уже был опыт работы с Олегом Глушковым и Аллой Сигаловой. Это было незабываемо, и я мечтаю о продолжении.

Вы любите ходить в театр вне работы?
Да, конечно. Последнее сильное впечатление — «Чайка» Бутусова. Это спектакль, после которого нельзя воспринимать театр таким, каким ты воспринимал его раньше. Играть так, как ты играл раньше. В сознании все переворачивается.

Какое кино Вы любите?
Я люблю документальное кино и фильмы французской новой волны. В кинотеатры я вообще не хожу. Телевизор тоже не смотрю.

Как относитесь к выставкам?
Люблю ходить на Винзавод, в галерею братьев Люмьер. Мне любопытно современное искусство.

Часто ли Вы отдыхаете заграницей?
Я так давно не отдыхала, что мне трудно что-то вразумительное ответить. Я мечтаю поехать в Грузию. Дикарем.

Яна, Вы молодая обаятельная девушка. Если перед Вами встанет выбор: карьера или семья, что Вы выберете?
Не хотелось бы выбирать. Хотя мои актерские амбиции не идут в сравнение с женскими. Я хочу детей, мужа, дом. С другой стороны, мне кажется, нет ничего страшнее человека, не реализованного в профессии. Я знаю, что стану несчастной, если у меня отберут работу

Вы верите в счастливую любовь в актерской паре?
Да, а почему нет? Любовь не зависит от того, кто люди по профессии. Неважно даже, на разных они живут континентах или на одном. И борьба самолюбий здесь не при чем. Думаю, все беды из-за эгоизма, нежелания уступать.

Я знаю, что Вы начали сниматься в кино.
Да, но пока я не могу говорить о конкретных проектах.

Где Вам интереснее — в кино или театре?
Знаете, пока я снималась, я поняла, что кино — отдельная профессия. И я хотела бы ею овладеть.

Вам комфортно перед камерой?
Скорее да, чем нет.

А потом, когда Вы видите себя на экране?
Ой, это ужасно. Хуже этого ничего не может быть. Играла я сцену, думала про себя, что я так круто все делаю. А когда увидела писклявого цыпленка на плейбеке, первая мысль была — «надо срочно бежать». Такое вот несоответствие того, что я хочу и того, что получается (улыбается). Но потом смирилась — что сделать, на экране я такая.

У Вас есть цель в жизни?
Достоевский хорошо написал «моя главная цель и надежда — высказаться в чем-то вполне до того, как я умру». Я не Достоевский, конечно, но мне близка эта идея . Хочется добиться определенных высот в профессии, но, надеюсь, и в материнстве и как женщина, да и просто по-человечески «высказаться» в этой жизни достойно.

фото Екатерины Цветковой

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».