Королевский театр Мадрида везет скандальную постановку — сатирическую оперу Курта Вайля и Бертольта Брехта «Возвышение и падение города Махагони» — об ужасах капитализма. За дирижерский пульт встанет Теодор Курентзис.


Сцена из оперы «Возвышение и падение города Махагони»

В России эту оперу никогда не ставили, но мы тут — не исключение. «Возвышение и падение города Махагони» навечно осталось в тени своей знаменитой сестрицы «Трехгрошовой оперы», которую знаменитый дуэт — Курт Вайль и Бертольт Брехт — написал первой. «Махагони» так и осталась падчерицей, и редкие гастролеры никогда не показывали ее на сцене Большого театра. Так что даже формально нас ждет сенсация,
подкрепленная к тому же целым рядом обстоятельств.

Привозящий «...Махагони» Королевский театр Мадрида, он же театр «Реал», пережил нечто похожеена то, что ныне происходит с Большим. То же величие главного оперного дома страны, то же безвременье и та же затяжная реконструкция, завершившаяся в конце девяностых. На зарубежные гастроли со всеми чемоданами театр выехал только сейчас, и то благодаря пресловутому человеческому фактору. Год назад художественным руководителем в Мадриде стал большой друг Большого театра Жерар Мортье, а он в оперном мире — настоящая знаменитость. В досье — почти по десять лет руководства брюссельским театром де Ла Моне и Зальцбургским фестивалем, пятилеткав Парижской национальной опере, где ввиду сложности управления год идет за два.

Грамотный и хорошо образованный радикал брызжет энергией. Он, например, занимался гастрольной судьбой «Евгения Онегина» Дмитрия Чернякова. Вот с его-то легкой руки гордые испанцы и взяли в афишу оперу-замарашку, превратив ее в стильный памфлет. Девиз Мортье стоит цитирования: «Театральный сезон должен отражать злободневные проблемы современного общества. При его формировании надо учитывать весь объем мирового оперного репертуара с особым упором на XX век».

Свое «Возвышение и падение города Махагони» Мадридский театр поставил в прошлом сезоне — и сразу прославился. Справедливости ради хроникеры пишут, что в Испании эту оперу уже ставили, но вообще-то в Барселоне и сорок лет назад. Может, секрет ее непопулярности не только в комплексе «вечно второй» после блистательной «Трехгрошовой...»? Сюжет, как заведено у парочки Вайль плюс Брехт, довольно острый, хоть сейчас достойный актуального кино и входящий в противоречие с элитарными привычками оперы. Он — о городе-паутине Махагони, основанном посреди пустыни тремя беглыми каторжниками. В этом жутком месте все покупается и продается, нет ни морали, ни правил, ни тормозов, жизнь крутится вокруг бара, борделя и боксерского ринга. Главная проблема горожан — отсутствие денег, а все остальное из нее следует.

Режиссеры Алекс Олье и Карлуш Падрисса, хорошо подумав, поместили действо на городскую свалку. Здесь посреди куч мусора обитают Фэтти-Счетовод, Банкир Билл, Аляска-Джо и прочие бывшие граждане. Отцы-основатели города не ищут счастья в хламе, а с чавканьем разлагаются — так же, как разлагается выбросившее их общество, пополняющее городок новыми бедолагами. Остается удивляться прозорливости немецких классиков ХХ века, в самом его начале разглядевших нравы миллионеров из трущоб. Сценография и костюмы (Альфонс Флорес, Люк Кастельс) удваивают впечатления. Чего стоят одни только проститутки, запакованные в целлофан с парадным бантиком. Словом, почти три часа исполняемой на английском «...Махагони» должны основательно перетрясти привычные Моск ве представления о современной опере.


Блиц-интервью с :

Про современную симфоническую музыку
Меня сильно осуждали, когда я собирался играть на своих концертах современные сочинения. Говорили, зачем они нужны, публика же их не любит.
Это означает, что организаторы не интересуются будущим, не развивают зрительский вкус. Ведь если не вводить новое видение, не может быть эволюции.

Про публику
Большинство любит смотреть в кино пошлые боевики или полупорнуху и не любит смотреть Параджанова и Тарковского. Это же не значит, что авторское кино можно не показывать. Простые люди, не меломаны даже, хотят не Бетховена слушать, а пойти в какой-нибудь зал «Россия» и хлопать, когда под фанеру поет Алла Борисовна. Меня это поражает просто.

Про то, нужно ли прививать вкус к музыке
Это нужно делать обязательно. Сначала пойдут те, кто любит классику. А потом и молодые люди, которые сейчас слушают рэп, возможно, подключатся. Причем и в Москве, и в провинции.

Про Пермь
Когда вы послушаете оркестр Пермского театра оперы и балета, поймете, почему я нахожусь в Перми. Это ни с чем не сравнимое качество в России. Иностранцы после Берлинских филармоников говорят, что такого они не слыхали.