В МХТ имени Чехова — премьера «Мастера и Маргариты» в постановке венгра Яноша Саса. Журнал «Ваш Досуг» поговорил с  о мистике в романе Булгакова.


Дмитрий Назаров в роли Воланда. Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита»

— Дмитрий Юрьевич, готовясь к интервью, я нашла интригующее описание Воланда, которого вы играете в новой мхатовской премьере: с длинными волосами, в шелковом костюме...
— А вы не смотрите, что сейчас у меня волосы не очень длинные. Воланд — образ особый: когда надо,я напрягаюсь — и волосы лезут из меня, как фарш из мясорубки. Также усы, бородка. Так что за внешность я совершенно не переживаю.
— Достойный ответ. А как вам репетировалось? Многие говорят про мистическую силу «Мастера и Маргариты», даже обвиняют Булгакова в сатанизме. С другой стороны, у романа миллионы поклонников.
— Я очень благодарен Яношу Сасу, который пошел мне навстречу. Дело в том, что мне никогда не нравились «охорашивание» и очеловечивание Воланда, разговоры про его мнимую справедливость. Когда на репетициях партнеры спрашивали: «А ты уверен, что дьявол — это плохо?», я взрывался и советовал им задать этот вопрос любому батюшке в нашей церкви. Все-таки мы живем хотя и в светском государстве, но в православной стране. Все мы воспитаны, что Бог — это хорошо, а наоборот — плохо.
— Хочется спросить: вам не страшно было играть того, кто не к ночи будет помянут?
— А чего мне бояться? В истории театра с этой книгой не связано таких трагедий, как, скажем, с «Макбетом». Связаны нелепости, неожиданности.
Впрочем, мистику можно обнаружить и у нас. Например, после всех перестановок и распределений получилось, что Игорь Хрипунов играет Иешуа, Игорь Золотовицкий — Берлиоза, а Игорь Верник — Бенгальского. Как закончили эти три персонажа, мы знаем. Всех троих играют Игори, больше Игорей среди 56 участников нет. Не странно ли?..
— Знаю, что Янош Сас превратил «Мастера» в современное шоу с элементами кино, а большую часть действия перенес в подземку.
— Слово «шоу» я бы не употреблял. Киношные элементы в спектакле есть, ведь Сас работает и в кино, и в театре. Он эти жанры смешал, но ребеночка вместе с водой не выплеснул. Я вот в интернете почитал: даже те, кто ругают спектакль, все равно признают, что он будет пользоваться успехом. И добавляют: к со-жалению. Видимо, потому, что спектакль не совпадает с их доморощенным булгаковедением.
— А вы Булгакова любите?
— Да. У меня главный диалог был с режиссером и с коллегами: почему Булгаков не посчитал нужным написать «Мастера...» в драматической форме — он ведь переписал «Белую гвардию» в «Дни Турбиных». Видимо, он рассчитывал, что человек интимно поговорит с книжкой. И он прав: у каждого, кто читает «Мастера...», складывается своя картинка. Поэтому его сложно ставить. А не потому, что книга оснащена какими-то «дьявольскими проказами».
— Вижу у вас на столе книгу Павла Маркова, знаменитого театроведа, служившего во МХАТе. Булгаков вывел его в «Театральном романе» под именем Миши Панина.
— Строго говоря, это жена читала (актриса Ольга Васильева. — Прим. «ВД»). Ну и я заодно. А вот Джек Лондон тут лежит — это вообще дочкин.
— То есть у вас в семье читают книги, причем в традиционном виде.
— Ну да. Хотя мы и интернету не чужды. Но интернет — не главное мое хобби. Главное — болеть за «Спартак». Когда спектакли попадают на день игры, расстраиваюсь. Хотя в репертуарной конторе МХТ всегда лежит расписание игр «Спартака» на год вперед. И по мере возможностей театр старается уважать мое хобби. Но тут есть один нюанс: Олег Табаков тоже болеет за «Спартак».
— Вспомнив передачу «Кулинарный поединок», который вы шесть лет вели на НТВ, не могу удержаться от вопроса: кто в вашей семье готовит?
— Жена, конечно. А я совершенно не умею. Впрочем, наша актерская профессия в том и заключается, что мы делаем вид, будто умеем то, чего на самом деле никогда не умели.


Факты о Назарове:

  • Не поступив после Школы в Театральный, работал слесарем, монтировщиком, мебельщиком, киномехаником, археологом и дажекондитером на хлебозаводе.
  • Когда выяснилось, что Жерар Депардье  не сможет приехать в Москву для участия в русском-французском проекте  Кирилла Серебренникова «Жанна Д`арк  на костре», французы спросили режиссера, нет ли в москве своего депардье. Тот сразу обратился к Назарову.
  • Во второй части французской «Бондианы» «Ларго Винч» Назаров играет олигарха по имени Вирджил Назачов.