Два революционера от культуры — Кирилл Серебренников и Захар Прилепин — объединились, чтобы сделать спектакль «Отморозки». Перед московской премьерой, которая состоится на «Винзаводе», журнал «Ваш досуг» поговорил с Прилепиным.


Сцена из спектакля «Отморозки»

Вы писали пьесу по «Саньке» несколько лет. Думаете, овчинка стоила выделки и московскую публику еще можно шокировать историей про подростковые банды, наркотики и прочее?
Дело не в сюжетах. Что такого нового Толстой написал в «Анне Карениной»? Люди с удивлением узнают, что тот порядок вещей, который они воспринимают как окончательный и не подлежащий изменению, очень хотят изменить молодые и дикие ребята. Банды и наркотики тут вообще ни при чем.

А вот Серебренников говорит, что ребята-актеры из Школы-студии МХАТ не пленились протестной идеологией. Видимо, их все в жизни устраивает.
Кто-то пленился, кто-то нет. Но их точно не устраивает «все» — там очень мыслящие и рефлексирующие ребята собрались.

Есть мнение, что Серебренникова пора убрать из театра — хотя бы потому, что он бесконечно повторяет сам себя. Ну-ну. Уберем Серебренникова и будем смотреть на тех, кто предлагал его убрать? И чего они нам покажут? Кирилл — отличный режиссер. Посмотрите его «Господ Головлевых» — это мощнейшая работа.

С другими режиссерами вы сотрудничать готовы?
Да, сейчас затевается четыре проекта. Всех режиссеров вы хорошо знаете, но я называть их не буду.

Кроме спектакля, у вас сейчас выходит новая книга — «Черная обезьяна». Майя Кучерская опубликовала в «Ведомостях» рецензию, где определила ее жанр как «роман-кризис» и посоветовала «почитать другого, „лучшего“ Захара». Как вам это нравится?
Вы неверно цитируете. Майя Кучерская не советует читать другого, лучшего Захара. Она говорит, что книга дает надежду, что Захар вышел на другие рубежи и этот роман знаменует новый этап. Когда мы увидим не прежнего Захара времен «Саньки» и «Патологий», а нового и даже лучшего.

А как вы сами для себя определяете, что является литературой, а что нет?Не размылись ли сегодня критерии оценки?
Нет, критерии не размылись. Просто формулы литературы, как формулы воды и спирта, нет. Но наличие у нации определенного количества людей со слухом и со вкусом гарантирует достаточно устойчивые культурные иерархии, когда есть возможность договориться о том, что вот то-то и тот-то — литература, а вот это — нет. У нас люди со вкусом и слухом пока еще есть, слава Богу. Никому ведь не приходит в голову говорить, что Донцова, Минаев и Гришковец — это литература.

Но вот даже последняя книга вашего любимого Лимонова «Стихи к Фифи» — это сплошные перепевы одного и того же, бравада и игры... Есть ли вообще в России автор, который стабильно выдает мощные и неожиданные тексты?
Есть. Александр Терехов, например...

Имеете в виду «Каменный мост» — эти фантазии про сто лет как никому не нужные истории 30-х?
Терехов — безусловный классик, лучший стилист современности и умница. И книга его не про 30-е — а про потерю всякого представления об истине, про потерю империи, которая хоть как-то оправдывала наше существование. Что до Лимонова, то его книга меня не разочаровала. Хотя его ранние стихи я люблю гораздо больше — они просто гениальны.

Ваша биография Леонида Леонова из серии «ЖЗЛ» стала бестселлером. Но не кажется ли вам, что талантливым писателям не стоит тратить время и силы на написание биографий, которые составит любой студент с острым умом?
Ну покажите мне студента, который напишет «Пастернака» вместо Дмитрия Быкова и «Гагарина» вместо Льва Данилкина. Кстати, «Гагарина» очень всем рекомендую!