Юбилейный Чеховский фестиваль уже в мае начнет поражать московскую публику достижениями мирового театра. Кто есть кто в калейдоскопе громких имен? VashDosug.ru рекомендует и не рекомендует.

Деклан Доннеллан — «Буря»

Кто не знает Доннеллана? Британский театральный режиссер и один из основателей театра «Чик бай Джаул» (Cheek by Jowl) — для нас как родной. О его «Двенадцатой ночи», поставленной с русскими актерами — причем, исключительно мужчинами, как минимум слышал каждый уважающий себя театрал. А у Доннеллана, видимо, нет проблем с языковым барьером — в России он поставил и «Трех сестер», и «Бориса Годунова» для Чеховского фестиваля, выпустил «Зимнюю сказку» в Малом драматическом и «Ромео и Джульетту» в Большом.

Что будет на Чеховском фестивале: «Буря» Шекспира с приятным русским составом — Игорь Ясулович (Посперо), Александр Феклистов (Калибан), Илья Ильин, Александр Леньков. Спектакль для Доннеллана — классический: минималистичная и изящная декорация Ника Ормерода, грубоватый ирландский юмор и ставка на актерскую игру. С другой стороны, по словам европейской прессы, которая «Бурю» уже повидала — с постановкой высот на этот раз достичь не удалось, а российский колорит (русские пейзане за жатвой в черно-белых кинокадрах, русские бабушки и даже — откуда ни возьмись — безнадежно устаревшие «новые русские») явно бьет через край. Ну, с другой стороны, почему не полюбопытствовать, тем более, что фестиваль, открываясь этой постановкой, явно делает на нее ставку.

Театр им. Моссовета, 25-27 мая


Ромео Кастеллуччи — «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего»

Кастеллучи — яркий представитель настоящей экспериментальной авангардной режиссуры. Театральный мыслитель, философ и, разумеется, мастер эпатажа. В общем, его спектакли — это глубокомысленное и мультисимволичное сочетание обнаженки, расчлененки и разных неаппетитных подробностей. Чтобы понять, что такое Кастеллуччи, достаточно узнать, что он поклонник Антонена Арто с его идеей «театра жестокости» и Энди Уорхолла. Вот ведь гремучая смесь.

«Трагедия Эндогонидия» Ромео Кастеллуччи, Авиньон

Что будет на Чеховском фестивале: Сначала была заявлена «Черная вуаль священника» Натаниэля Готорна — повесть о том, как пастор, прикрывший лицо густой вуалью, навел шороху в английской провинции. Готорн в своем аллегоричном и дидактичном произведении исследовал тему стыда, вины и тайного греха. Однако впоследствии в афише Чеховского появился «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего» — первая часть диптиха про вуаль. Кастеллуччи заявил: «Речь о том, чтобы совместить лик Христа с моей волей. Я желаю предстать перед Его ликом». Если суть для вас осталась темна — не смущайтесь, вы не в меньшинстве. Что именно творится в воспаленном сознании режиссера, скорее всего останется неясным и после просмотра спектакля. Однако — неизгладимое впечатление гарантировано.

Театриум на Серпуховке, с 28 мая


Филипп Жанти — «Неподвижные пассажиры»

Гениальный французский кукольник и режиссер Филипп Жанти — это уже не так страшно, как итальянский экспериментатор-авангардист с садистскими наклонностями, хотя он и принадлежит к той же когорте передовых театральных выдумщиков, сюрреалистов. То, что он творил с куклами, казалось невероятным. Однако Жанти отошел от жанра, в котором достиг настоящих высот, и занялся синтетическим искусством, соединяющим пантомиму, хореографию, театр теней. Ну, и не без кукол, конечно.

Что будет на Чеховском фестивале: «Неподвижные пассажиры» — это один из блестящих и знаменитых спектаклей Жанти, хотя и недавний, совершенно иррациональный, ироничный и прекрасный, более всего похожий на сон — как и большинство лучших его работ. В нем мало слов, зато много смыслов, необычных визуальных эффектов и неожиданных трансформаций — в общем, путешествие с «Неподвижными пассажирами» будет по-настоящему увлекательным.

Театр им. Моссовета, с 29 мая


Робер Лепаж — «Эоннагата»

Канадец Робер Лепаж — одна из ключевых фигур современного театра. И не в малой степени, потому что он — повсюду, от Cirque du Soleil до Метрополитэн-опера. И он многолик — художественный руководитель театра Ex Machina, театральный постановщик, актер, сценарист, кинорежиссер. Москва его знает неплохо, и, пожалуй, лучшей постановкой, которую мы видели, был масштабный «Липсинк» — отлично сделанный спектакль с хорошими актерами, однако, по большому счету, вполне в духе традиционного театра, даром что — девятичасовой.

Что будет на Чеховском фестивале: «Эоннагата» — нечто, совсем не похожее на «Липсинк». Прежде всего — это, в основном, современный танец. Сам Лепаж играет-танцует главного героя — Шарля де Бомона, загадочного дипломата и шпиона из XVIII века, про которого не было точно известно — мужчина он или женщина. Публику ждет — современная хореография, смешавшая менуэты с восточными боевыми искусствами. Эстетично, добротно, но — на любителя.

Театр им. Моссовета, 9-11 июня


Мэтью Боурн — «Золушка»

А вот хореографию Мэтью Боурна обожают практически все поголовно, потому он и признан самым популярным и успешным британским хореографом. Его спектакли поразительно красноречивый танец заставляет воспринимать как драматические постановки. Они захватывают, увлекают, заставляют смеяться и плакать словно какой-нибудь блокбастер, а вовсе не образчик бессловесного условного искусства «не для всех».

Что будет на Чеховском фестивале: Постановка лондонского театра «Нью Эдвенчерз» — «Золушка» Прокофьева, которую Мэтью Боурн превратил в историю любви девушки, встретившей летчика в Лондоне во время Второй мировой. И у этой пары — всего одна ночь не по прихоти феи, а по жестоким законам военного времени.

Театр им. Моссовета, с 28 июня