Питерская Маринка везет в Москву оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Прежде чем отправиться на премьеру, журнал «Ваш Досуг» вспомнил, кем был этот легендарный герцог.

Французская сказка о Синей Бороде — один из самых избитых сюжетов мировой литературы. О легендарном женоубийце пишут оперы и снимают мультики. А началось все с Шарля Перро, который в XVII веке сочинил по мотивам народных преданий сказку. Помните эту историю?

Мучитель и домашний тиран с синей бородой — такая слава разнеслась о нем по всей Франции. Сплетницы подливали масла в огонь, шушукаясь о пропавших без вести женах Синей Бороды. Но герцогу было плевать на слухи. Он в очередной раз решил жениться и посватался сразу к трем дочкам своей соседки. Старших сестер отпугнул необычный колер бороды герцога, а вот младшая ответила согласием.

Вскоре после свадьбы герцог уехал по делам. Он отдал жене ключи от всех комнат замка, в том числе от таинственной каморки, и под угрозой смерти запретил входить туда. Но любопытство сгубило кошку. Девушка открыла секретную дверь и нашла там... трупы бывших жен Синей Бороды.

Дальше события разворачиваются по классической схеме. Герцог возвращается раньше обещанного и по бледному лицу супруги и ключу, измазанному в крови, догадывается, что его тайна раскрыта. Синяя Борода хватается за нож, но на помощь девушке являются ее братья. Герцог погибает в неравном бою.

У Синей Бороды было два прототипа. Один из них — герой Столетней войны, соратник Жанны д’Арк маршал Жиль де Рэ. Его осудили за убийство нескольких жен и восьмидесяти (а по другой версии, так и двухсот) мальчиков. Правда, современные историки не верят в коварство де Рэ — доказано, что маршала подставил бывший друг, король Карл VII.

Вторым прообразом кровожадного герцога был правитель Бретани Кономор Проклятый. Его супруга на беду обнаружила секретную комнат с трупами трех своих предшественниц.Естественно, попыталась бежать, но была поймана и обезглавлена мужем. В те времена такое обращение с женщиной, видимо, считалось нормой.

В XIX веке бессмертным сюжетом воспользовался еще один классик — французский драматург Морис Метерлинк. Его пьесу «Ариана и Синяя Борода», полную символистских темнот и аллюзий, и использовал для либретто своей оперы Бела Барток. Впрочем, в спектакле 33-летнего американского режиссера Дэниела Креймера, поставившего в 2009 году «Замок герцога Синяя Борода» в Английской национальной опере, от метерлинковской притчи об инфернальности зла мало что осталось. Креймер приземлил и актуализировал историю. На премьере исполнитель главной роли Уиллард Уайт вышел на сцену в костюме, который живо напомнил публике о Йозефе Фритцле — австрийском сексуальном маньяке, злодеяния которого два года назад потрясли Европу. Фритцль 24 года держал в подвале и насиловал свою родную дочь. За это время несчастная родила от отца семерых детей.

Лондонский спектакль был встречен без особых восторгов — критики упрекали 33-летнего Креймера в пристрастии к дешевым эффектам. Однако этот кислый прием не смутил руководство Мариинского театра: вскоре «Замок герцога Синяя Борода» появился в Петербурге. И, как оказалось, к добру:мощный оркестр Валерия Гергиева и великолепные исполнители — темнокожий и седобородый бас-баритон Уиллард Уайт (Синяя Борода) и модельной внешности меццо-сопрано Елена Жидкова (жена герцога Юдит) — спасли неоднозначную постановку.

Кстати, сам Дэниел Креймер утверждает, что его опера вовсе не о домашнем насилии и серийных убийствах, а о своеобразной любви между тираном и жертвой. То есть попросту о том, что любовь бывает зла.