В Театре им. Вахтангова в обстановке строжайшей секретности проходят репетиции сказки (фьябы) Карло Гоцци «Король-олень» – после премьеры Вахтангова «Турандот» 1922 года здесь больше Гоцци не ставили.

Туману напускает питерский режиссер Григорий Дитятковский (московские театралы помнят его гастрольные спектакли «Отец», «Потерянные в звездах» и оперетту «Граф Люксембург»). Никаких интервью он не дает. Тщательно скрывается от журналистов и исполнитель центральной роли короля Дерамо Сергей Епишев. Секретничают неспроста, ведь и в пьесе Гоцци не обошлось без магии «белой, черной, красной, зеленой и даже, кажется, синей».

Сюжет вкратце таков: король Дерамо ничему не верил. Изменить мнение монарха смогли только стечение сказочных обстоятельств и прелестная Анджела. Красавицу сыграет Марина Есипенко – одна из вахтанговских Турандот. В репетициях актриса видит нечто мистическое и о чарах своей героини рассуждает сдержанно и неохотно.

– Марина, кто ваша Анджела – фея, ангел или просто примерная девушка из хорошей семьи?

– Все вместе и еще очень многое. Приходите и сами все увидите. Да и примета есть – нельзя рассказывать о премьере прежде времени.

– Над декорациями и костюмами колдует петербургский художник Эмиль Капелюш. Мне удалось подсмотреть причудливую конструкцию-трансформер из темных реечек. Говорят, они будут и кораблем, и лесом, и городом.

– Декорации волшебные! Артистам уже можно не выходить на сцену, потому что это оформление способно само перевоплощаться.

Актриса Ольга Тумайкина, восхищенная именем своей героини – Клариче, оказалась более разговорчивой:

– Раньше я звалась Настасьей Тимофевной, Хромоножкой, Марьей Антоновной, Проней Прокоповной… Все имена были очень реалистичны, а у Гоцци небесная ткань, еле уловимая ниточка – Клариче. Ей будет сопутствовать и нежная музыка, и особые танцевальные движения. Но главная трудность роли в том, что нужно играть любовь. Любовь разную: и самопожертвование, и растворение в чувстве, и абсолютную правду без полутонов.

– Оля, на вас строгое платье из простого серого сукна. Это и есть костюм Клариче?

– Да. Мы воспитанницы, живем во дворце по строгим правилам, как девочки из Смольного института. А для зимних картин у меня есть чудная шапочка, шарфик, варежки, коньки-ролики. Костюм сдержанный, но мы добавили более смелый грим, сделали прическу с челкой и хвостиком на макушке. Клариче многоугольная звезда. Характер может быть скрытным и сдержанным, но не исключены неожиданности, взрывчики. А в финале мощнейший взрыв. Клариче узнает о гибели своего отца Тартальи. И еще более страшную вещь: тот оказался предателем. Клариче предстоит жить с этим знанием.

Разговор о будущей премьере завершил Михаил Васьков (Бригелла, дворецкий короля): «Мы попытаемся сыграть спектакль о том, что любой человек по божьему промыслу может попасть в любую ситуацию – и в сложную, и в хорошую, и в безвыходную, а порой даже упасть в яму. Законченных злодеев в нашем «Короле-олене» не будет».