место и время действия европейский университетский город эпохи Возрождения, позже – вся Вселенная


про что Фауст заключает с Мефистофелем договор: за свою душу он получает власть над миром через исключительное знание. Пытливое сознание ученого пробует мир на прочность: властвует над женщиной, меняет будущее, старается остановить мгновение, создает искусственного человека и разочаровывается во всем, что делает.

мнение Патриарх национального театра Юрий Любимов на этот раз поставил очень красивое зрелище. И это при том, что политическая, прямолинейная Таганка никогда не слыла эстетским театром. Здесь ограничивались скупыми деталями быта, немногочисленными достоверными предметами (обшарпанная дверь в "Преступлении и наказании", чугунная борона в "Деревянных конях", шахта лифта в "Доме на набережной"). Таков классический стиль Таганки, с которым Любимов в "Фаусте" решил побороться, избежав небрежности в форме, свойственной ему в последних работах. Отточенность, ритмичность, техничность стали сущностью нового "Фауста".

Кордебалет в безупречных тройках и котелках исполняет под чарльстон виртуознейший степ, сообщая действию быстрый ритм. По сцене катается рояль Фауста и панно со схемой Леонардо да Винчи (на фото). Мефистофеля, беспричинно меняющего одежды, сопровождает семенящий черный пудель. Бегает расхристанный мужик а-ля Распутин и лязгает двумя топорами. Вверху болтается разбитое зеркало (оно же изображение младенца в утробе), которое позже окажется огромным куском стремительно тающего льда.

Юрий Любимов показывает причудливый, многоликий мир и подле него – фигуру печального скопца Фауста, вокруг которого суетливый Мефистофесль "прокручивает" всю Вселенную. Знание приумножает скорбь – говорил Экклезиаст… и разрушает человека – добавляет Гете.

Великий Леонардо вписал человека в круг и в квадрат, заставив его обнимать богатейший мир как свою вотчину. Человек остается центром вселенной, пока не начинает эксплуатировать эту самую вотчину. Любимов поставил спектакль о том, как распадается в новом времени возрожденческая формула Леонардо: гармонично устроенная цивилизация разрушается, как только человек начинает ее усиленно постигать. За желание "остановить прекрасное мгновение" иных нужно бить по рукам!