Большой театр готовит бомбу. Первая премьера сезона – знаменитая опера «Воццек» Альбана Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса. Несмотря на то, что состоится она 24 ноября, покупать билеты нужно сейчас. Поверьте, через пару недель их просто не останется в природе.


Большой театр снова хэдлайнер. На фоне разговоров о «вечной стройке» он объявил программу на три года вперед, которая порадовала даже отъявленных скептиков. Первым пунктом — знаменитый «Воццек» Альбана Берга. Появление в афише этой оперы означает, что теперь в главном музыкальном королевстве рулят очень продвинутые люди.

Альбан Берг создавал своего «Воццека» не в тиши кабинета. В 1915 году он, тридцатилетний австрийский композитор, отправился добровольцем на фронт. И, насмотревшись на ужасы человеческой бойни, буквально заболел сверхидеей создать произведение, каждая нота которого открывала бы глаза слепцам, верящим патриотической трескотне.

Литературным источником Берг выбрал драму Георга Бюхнера «Войцек» - не самую популярную в тогдашней Европе. И укрупнил в ней самые пронзительные темы: войну и обычную жизненную нелепицу. В результате взаимодействия этих двух «подруг», главный герой оперы — солдат Войцек — теряет все: любимую, ребенка и саму жизнь.
История о неверности возлюбленной могла бы стать обычной для оперы темой – мало ли на свете мелодрам с героями «в бархате», обманутыми в лучших чувствах? Однако в «Воццеке» все слишком реалистично. Драма обмана усилена революционными и для жанра, и для искусства той поры чертами. Скажем, работающему на рубке леса Воццеку чудятся отрубленные головы солдат – а это всего лишь ежи, убегающие от шума. Он идет подлечить нервы к врачу, а тот пробует на несчастном галлюциногены и с интересом наблюдает за бредом. В итоге убийство неверной возлюбленной становится логическим продолжением солдатских бед, а нелепый суицид героя – закономерной концовкой. Венчает оперу самая щемящая сцена: ребенок погибших родителей, Воццека и Мари, при известии об их смерти продолжает беззаботно скакать на палочке, не понимая, что теперь он — сирота.

Музыкальная драма Берга во время своего появления на сцене в Берлине в 1925 году наделала много шума. Автора обвинили во всех политических грехах: от пацифизма до большевизма. Кроме того, собственно музыкальная структура «Воццека» настолько сложна, что премьера потребовала больше сотни репетиций: композитор сполна использовал симфонические антракты, отказался от традиционных арий, дуэтов и голосящих хоров. Вместо них в опере появились монологи и диалоги, короткие пьесы и даже симфонический цикл. Словом, и в профессиональном отношении «Воццек» стал бомбой.

Потому неспроста Большой театр пригласил на постановку «Воццека» самых состоятельных профессионалов: режиссера Дмитрия Чернякова и дирижера Теодора Курентзиса. Большой элементарно рассчитал, что скандальная оперная классика ХХ века по силам только им. Курентзис, чуть было не застрявший в амплуа умницы-аутентиста, помешанного на старине, за последние годы не раз успешно занимался и оперой, и непопулярными партитурами авторов прошлого века. Что же касается Дмитрия Чернякова, то тут выбор и вовсе единственно возможный. Он, как никто, умеет рассмотреть мельчайшие оттенки смыслов и лабиринты психологических связей. Странно, что этот бесспорный талант за ним признали только после блистательного «Евгения Онегина» в том же Большом. В любом случае, новый «Воццек» наверняка проймет даже флегматиков. В конце концов, должны же мы иметь достойную альтернативу надоевшим оперным мелодрамам «в бархате»!