Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко ставит роскошную трагедию про честь и любовь с тремя трупами в финале.

Три полноценных акта со всеми вытекающими продюсерскими последствиями. Целая россыпь вокальных сложностей, подступиться к которым может только команда настоящих профи (Лючию пели Аделина Патти, Мария Каллас, Джоан Сазерленд и другие бессмертные). Веский литературный сюжет, требующий от вокалистов недюжинных актерских сил, а от постановщиков — грамотных режиссерских решений. «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти — опера золотой поры бельканто, которая могла бы сделать честь любому театру. Взвесив свои возможности, МАМТ взялся за «Лючию» — честь и хвала ему уже за храбрость.

Либретто основано на романе Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Эгоистичный брат хочет выдать Лючию замуж за знатного лорда, чтобы наладить собственные дела. Она же тайно помолвлена с врагом семейства. Итогом коварства и любви станут три трупа: Лючия пронзит шпагой нелюбимого жениха и покончит с собой, а ее любимый, как порядочный человек, не сумеет этого пережить. Трудолюбивый Доницетти всю свою композиторскую жизнь строчил по две-три оперы в год. Но «Лючия» признана его лучшим творением и одной из лучших опер бельканто. И исполняется она даже чаще, чем комические «Дочь полка» и «Любовный напиток», подкупающие куда более веселой развязкой сюжета.

Любопытна история «наших» постановок «Лючии». Через три года после миланской премьеры ее уже пели в… Одессе, силами местной итальянской труппы. В Петербурге она появилась через пять лет. А вот в Москве мелькнула в конце позапрошлого века, и с тех пор петь «Лючию» никто не отваживался. Только что она появилась в Мариинском, в постановке Джона Дойла: премьеру 14 января «подогнали» под возвращение на сцену Анны Нетребко.

«Лючия» написана в ту золотую для вокалистов пору, когда опера должна была в первую очередь показать красоту и силу голоса, а задачей оркестра было лишь обслуживать певцов. Результат: сразу после премьеры ее арии насвистывали мастеровые на итальянских улицах, весь 19 век их напевали герои романов, а сейчас они постоянно мелькают на концертах. Вот и для примадонны МАМТа Хиблы Герзмавы нынешняя Лючия - премьера только на родной сцене, за границей она ее пела не раз. Настоящий «первый бал» ждет героиню второго состава, юную Евгению Афанасьеву. В МАМТе у певиц будут и непростые актерские задачи. Ставит оперу известный драматический режиссер Адольф Шапиро, решивший обыграть давнюю формулу «театра в театре»: в глубине современной сцены он поставит старинную рампу, так что итало-шотландские герои будут существовать в двух измерениях.

Времена хай-тек не только не отменили ценность шедевра Доницетти, но и примирили ее с другими жанрами. Рингтоны и рекламные заставки не в счет. Миллионы зрителей слышали виртуознейшую арию Лючии из III действия оперы. В этот момент — между убийством жениха и самоубийством — она сходит с ума, и потому долго и красиво блистает колоратурами. Так вот именно эту арию исполняет запредельная космическая дива в фильме Люка Бессона «Пятый элемент», после чего ей по законам оперы и фэнтэзи остается только умереть. Словом, если вам важен первоисточник, а чудо тончайшего вокала важнее грустного сюжета, спешите на премьеру.