14 и 15 октября в Москве, а также 18 октября в Санкт-Петербурге, пройдет «Вечер молодых хореографов» — ключевое событие фестиваля Context. Diana Vishneva. В этом году его можно будет увидеть, как офлайн в театральных залах, так и онлайн. У зрителей и в зале и онлайн будет возможность проголосовать за понравившегося участника. Набравший большинство онлайн-голосов получит специальную премию «Вне границ». Цель конкурса — поиск, поддержка и развитие перспективных молодых талантов в мире современной хореографии в России. Начиная с 2013, каждый год на конкурс приходит сотни заявок, лучшие из которых попадают в шорт-лист. Прошедшие отборочный тур конкурсанты создают свои работы и выносят их на суд международного жюри — признанных мэтров современной танцевальной сцены, а также зрителей Москвы и Санкт-Петербурга.

Финалистами конкурса 2020 года стали Нурбек Батулла (Казань), Игорь Булыцын (Екатеринбург), Эрнест Нургали (Санкт-Петербург), Ольга Рыжкова (Воронеж) и Ирина Сергеева (Санкт-Петербург). Редакция «Вашего досуга» поговорила с молодыми хореографами и узнала у них, что такое посткарантинное тело, как длительная изоляция и необходимость соблюдать социальную дистанцию повлияли на наше телесное поведение, а также как потребление культуры онлайн сказалось на хореографии.

НУРБЕК БАТУЛЛА (КАЗАНЬ)

Что такое посткарантинное тело? Как меняется наше телесное поведение с приходом социальных дистанций?

Посткарантинное тело – это тело, которое истосковалось по тренировкам, выступлениям, по широким движениям, по горизонту. С приходом социальной дистанции меняется ритуал рукопожатия. Теперь люди здороваются кулаками, локтями или стопами. Мне кажется, это очень хорошо, потому что меняются поведенческие паттерны. Мы более осознанно подходим к ритуалам. Более ценными становятся объятия. 

Считается, что танец хуже других видов искусства передаётся через видео. Сейчас, когда на нас обрушилось потребление культуры онлайн, что на ваш взгляд произойдёт с танцем?

Можно поспорить с утверждением, что танец хуже всего передается через видео. Я думаю, что энергичный танцовщик, у которого интересные движенческие идеи и который по-другому относится к телу, может успешно передавать эти идеи через видео. Онлайн-хореография уже развивается, вне зависимости от того, был карантин или нет. Карантин просто ускорил этот процесс. Мы видим, как в инстаграм-формате появляются новые интересные идеи, связанные с танцем и вообще с искусством.

Сегодня современные хореографы чаще обращаются к социальному танцу и site-specific постановкам. Что вы об этом думаете? Мы теряем эстетику балетной пластики с приходом в профессию людей разных комплекций и телесных возможностей? Или танцевальное искусство в принципе должно быть актуально социуму и не замыкаться на «красоте ради красоты»?

То, что современные хореографы чаще обращаются к социальному танцу и выходят за рамки театра, коробки, – это очень хорошо. То, что они используют по-новому известные локации города или архитектуру – это тоже хороший виток в искусстве. Территория современного танца расширяется, и она уже не помещается внутри театра, завоевывает город и нашу повседневную жизнь. Это то, с чего начиналось искусство. Исчезает элитарность, появляется больше открытости, больше прямого общения. Зритель перестает быть пассивным наблюдателем, он становится активным соучастником.

Лично для меня нет ничего драматичного в потере балетной пластики. Мне даже кажется странным, что балетная пластика так долго держится в нашем мире, потому что это же очень искусственная, противоестественная пластика, которая чужда нам географически и культурно. Балет появился в XVII веке при дворе – это очень элитарное, высокомерное искусство, и это только отдаляет нас от прямого общения с людьми, с природой, с самими собой. Я, наоборот, считаю потерю балетной пластики хорошей тенденцией. 

ИРИНА СЕРГЕЕВА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Что такое посткарантинное тело? Как меняется наше телесное поведение с приходом социальных дистанций?

Посткарантинное тело — это раскаленная вибрирующая антенна, посылающая в пространство сигналы, остающиеся без ответа. При встрече с другим телом отчаянно сканируешь физиологические признаки, пытаясь отыскать инструкцию по применению… Инструкцию, которой никогда не существовало в твоей картотеке. От этого жадно пьёшь каждое прикосновение, каждый взгляд, чужое дыхание. Ты ищешь подтверждение, что ты не один, и ты можешь двигаться, и нет больше стен, и можно раствориться в процессе, и на секунду ментально оказаться свободным…

Считается, что танец хуже других видов искусства передаётся через видео. Сейчас, когда на нас обрушилось потребление культуры онлайн, что на ваш взгляд произойдёт с танцем?

Танец всегда был зависим от других видов искусства. Ведь наше искусство синтетическое. И даже попытки снять лишнее, удалить всё напускное и явить зрителю чистое необремененное движение, проявляют для зрителя отчужденность танца, замкнутого на самом себе. Поэтому интеграция хореографии и новых технологий может создать нечто новое и обогатить его новыми приёмами, инструментами, смыслами, целями. Наше искусство, к сожалению, не предмет первой необходимости, поэтому, чтобы оставаться в сфере интересов зрителя, мы должны быть восприимчивы к новому, быть гибкими к происходящим процессам, уметь адаптироваться. Но вместе с тем немаловажно помнить кто мы, откуда вышли, трепетно беречь наши сокровища, доставшиеся нам в наследство, хранить на подкорке заветы наших гениальных предшественников.

Сегодня современные хореографы чаще обращаются к социальному танцу и site-specific постановкам. Что вы об этом думаете? Мы теряем эстетику балетной пластики с приходом в профессию людей разных комплекций и телесных возможностей? Или танцевальное искусство в принципе должно быть актуально социуму и не замыкаться на «красоте ради красоты»?

Я четко разделяю понятия танец и хореография. Танец мы можем наблюдать не только на сцене или в репетиционном зале. Танец с нами повсюду. Стекающая капля дождя по стеклу — это танец, падающие листья тоже танцуют, колыхающийся подол юбки на ветру — тоже… И в этом отношении естественное движение ценно своей искренностью, непосредственностью, спонтанностью и чистотой момента. Хореография в свою очередь — продукт интеллектуальной деятельности, нечто культивируемое, создающееся намеренно, выверенное, просчитанное, имеющее четкие рамки, структуру, форму. Радость движения — вот что важно. Движения исполняемого, наблюдаемого, ощущаемого, воспринимаемого, осмысляемого. Меня одинаково восхищает и зачаровывает профессионально воспитанное тело и тело любителя. Вопрос лишь в цели моего зрительского интереса и где точка моего внимания в момент наблюдения за танцем. 

ИГОРЬ БУЛЫЦЫН (ЕКАТЕРИНБУРГ)

Что такое посткарантинное тело? Как меняется наше телесное поведение с приходом социальных дистанций?

Посткарантинное балетное тело — это ни что иное, как то же тело, что и до него. Яркий тому пример — несколько спектаклей, с успехом прошедшие в «Урал опере» после снятия ограничений. И артисты Воронежского театра, с которыми я приеду показывать свою работу. Мой ответ никак. 

Считается, что танец хуже других видов искусства передаётся через видео. Сейчас, когда на нас обрушилось потребление культуры онлайн, что на ваш взгляд произойдёт с танцем?

Все наладится. В крайнем случае найдём способ. Не шахматной рассадкой, значит сядем полукругом. Балетный театр за свою историю многое пережил. Конечно, есть множество фильмов-балетов, которые, наверное, в своё время имели успех. Но как устоявшийся жанр онлайн или видео хореография, не думаю, что укрепятся. Один, два раза можно. Театр — это другое. 

Сегодня современные хореографы чаще обращаются к социальному танцу и site-specific постановкам. Что вы об этом думаете? Мы теряем эстетику балетной пластики с приходом в профессию людей разных комплекций и телесных возможностей? Или танцевальное искусство в принципе должно быть актуально социуму и не замыкаться на «красоте ради красоты»?

Театр танца, танец в принципе может быть и, наверное, должен быть максимально разнообразным. Любая эстетическая норма зависит от времени, места и назначения. Люди с разной комплекцией (в балете) находятся в своих группах и выгодно показывают свои возможности внутри нее, в составе нескольких других групп, которые при правильном сочетании образуют спектакль. «Эстетика балетной пластики», там где ее сохраняют, остаётся на нужном уровне. Хореографы и другие авторы могут и, может быть, должны соотносить свои работы с действительностью. Соотносить себя с современностью, если хотите. Но брать то, что лежит сверху, мне кажется неправильно. Все намного проще и сложнее одновременно.

ЭРНЕСТ НУРГАЛИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Что такое посткарантинное тело? Как меняется наше телесное поведение с приходом социальных дистанций?

Посткарантинное тело жаждет вовлечений в телесные контакты. Мне кажется, оно стало более тонким и чувственным. Хочется больше тактильности. Несколько месяцев я сидел один дома и, выйдя с карантина, понял, насколько для меня важны прикосновения.

Считается, что танец хуже других видов искусства передаётся через видео. Сейчас, когда на нас обрушилось потребление культуры онлайн, что на ваш взгляд произойдёт с танцем?

На мой взгляд, не только танец, но и всякое пространственно-временное искусство, мягко говоря, не в полной мере передаётся через видео. Когда ты смотришь спектакль не вживую, то теряется магия, которой я не подберу слов. Мы воспринимаем лишь картинку, а дальше дело уже за тем, насколько мы физически способны прочувствовать танец с экрана, исходя из нашего телесного опыта. Безусловно, с приходом изоляции хореография развивается онлайн, в виртуальной и дополненной реальностях, и это даёт новые возможности, расширяет границы восприятия. Однако, когда перед тобой экран, а не живой человек, пропадает немало ключевых составляющих «живой хореографии».

Сегодня современные хореографы чаще обращаются к социальному танцу и site-specific постановкам. Что вы об этом думаете? Мы теряем эстетику балетной пластики с приходом в профессию людей разных комплекций и телесных возможностей? Или танцевальное искусство в принципе должно быть актуально социуму и не замыкаться на «красоте ради красоты»?

Актуальность социуму, который нельзя воспринимать как массу людей с одинаковыми вкусами, и потеря в танце балетной пластики — разные вещи. Можно в любой лексике говорить о вопросах сегодняшних дней.
Мне нравится работать с высокотехничными танцовщиками, большая часть которых имеет большой опыт в классическом танце. Пожалуй, я соглашусь, что уход балетной пластики, не в первую очередь, конечно, но всё же связан с приходом в танец людей разных комплекций и возможностей. Насколько органична будет site-specific постановка, хореография которой включает в себя элементы современного балета, зависит не от потребностей социума, а от возможностей исполнителей, вкусов и способностей хореографа. Лично я люблю красоту. Красота может быть разной, её можно увидеть в самых некрасивых для многих людей вещах. И даже если мне хочется рассказать о каких-то отвратностях, я могу сделать это, не уходя в пошлость и «некрасоту ради некрасоты».

ОЛЬГА РЫЖКОВА (ВОРОНЕЖ)

Что такое посткарантинное тело? Как меняется наше телесное поведение с приходом социальных дистанций?

Посткарантинное тело — это тело более индивидуальное и осознанное. С появлением социальной дистанции мы, в хорошем смысле этого, начинаем больше думать о самом себе, отделять себя от социума. Более корректно и аккуратно учимся жить в своем теле и чувствовать его потребности.

Считается, что танец хуже других видов искусства передаётся через видео. Сейчас, когда на нас обрушилось потребление культуры онлайн, что на ваш взгляд произойдёт с танцем?

Я думаю, что большое развитие произойдет с феноменом кинотанца. Такое слияние двух жанров взаимно обогатит инструментарий обоих, а благодаря возможности индивидуального просмотра поможет сделать современный танец более популярным. Также продолжат свое существование спектакли, проводимые через интернет, когда действие происходит на глазах у зрителя, но физически, в разных местах.

Сегодня современные хореографы чаще обращаются к социальному танцу и site-specific постановкам. Что вы об этом думаете? Мы теряем эстетику балетной пластики с приходом в профессию людей разных комплекций и телесных возможностей? Или танцевальное искусство в принципе должно быть актуально социуму и не замыкаться на «красоте ради красоты»?

Искусство может быть каким угодно. Но в данный момент большое внимание направленно на поиск индивидуальности и различных особенностей у людей. Все мы уникальные, сейчас это особенно ценно. Понятие красоты расширяется в сторону естественности, а естественность для всех абсолютно разная. Поэтому все, что мы делаем, это не про эстетику балета, а про жизнь. А она уникальна сама по себе, ведь так? 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: