Сегодня, 6 июня 2020 года, празднует свой день рождения режиссёр и художественный руководитель Российского академического Молодежного театра (РАМТ) – Алексей Владимирович Бородин. Можно долго писать о режиссуре Бородина, дающей зрителям прочный фундамент, на котором не страшно воздвигать любые театральные эксперименты. Можно упомянуть, что встреча с РАМТом была предопределена для Бородина судьбой, когда на втором курсе театроведческого факультета он попал на практику в этот самый театр (в те времена ЦДТ — Центральный детский театр). Можно добавить, что РАМТ стал Российским академическим Молодежным театром при участии Бородина, который принял решение уйти от слова «детский» в названии. Здесь с детьми и подростками говорят, как со взрослыми, а со взрослыми — как с равными. Но лучше, когда за художника говорят его работы. Поэтому редактор раздела «Театр» «Вашего досуга» Юля Кармазина предлагает отметить эту дату онлайн-путешествием по спектаклям Алексея Владимировича Бородина.

«Малыш» — 1987 год

Бородин принес в РАМТ особое отношение с текстом, берясь за вещи, которые на первый взгляд кажутся не сценическими. Обычно в театре стараются избегать трех литературных направлений — фантастики (из-за визуальной сложности ее воплощения), детектива (мало того, что это «легкий жанр», так его слишком легко обесценить, раньше времени намекнув, кто убийца) и киносценария (близкое театру искусство кино живет по другим законам). Одним спектаклем Алексей Бородин нарушил все «три запрета» на сцене РАМТа. 

Секрет «Малыша» в том, что режиссер — увлечённый читатель, и Стругацкие в очищенной от «спецэффектов» постановке сохранили суть. Уже на пятой минуте перестает интересовать, сделан ли корабль из картона, и даже то, что в роли космического Маугли — актриса Татьяна Курьянова. Отойдя от внешнего космоса, Бородин раскрывает внутренний макромир, показывая, как сложные вопросы, которые ребенок задает сначала взрослым, а потом себе, формируют личность.  

Увидеть спектакль целиком можно по ссылке. Раритетная запись сделана специально для телевидения. 

«Вишневый сад» — 2004 год

Между первым и вторым спектаклем этой подборки прошло 17 лет. За это время сформировался новый костяк трупы театра. Основу ему положили два студенческих спектакля — «Наш городок» переехавший на малую сцену прямо из ГИТИСа, и «Дневник Анны Франк». Будто ожидая идеальных исполнителей, Бородин долгое время обходил стороной главный питательный состав русского театра – Антона Павловича Чехова. До шестидесяти лет Бородин не брался за пьесы Чехова. Их встреча на сцене — в первую очередь беседа двух зрелых людей. Опыт и уважение к автору — вот что находишь в «Вишневом саде». Режиссер не унижает героев жалостью, а проявляет к ним сострадание. 

В РАМТе часто экспериментируют с рассадкой и пространством. Первым опытом была легендарная «Береника», сыгранная на главной лестнице театра. Следующим стал «Лоренцаччо», где зрители и актеры менялись привычными местами — действие разворачивалось между кресел, а наблюдали за ним с большой сцены. В «Вишневым саде» зрителей снова переместили на сцену. В ногах у первого ряда — макет усадьбы. По правую руку — укатанный дымкой из тюлевого занавеса «вишневый сад», он же зрительный зал. Этот трагический аккорд придает завершённость происходящему. Одного взгляда в ту сторону достаточно, чтобы понять — Чехов писал не про отвлечённого дядю Ваню и трех сестер, а про тех, кто сидит в этом зале. Бородин ставит спектакли про людей и наряду с гуманностью в его работах соседствует прямолинейность

Смотреть первый акт:

Смотреть второй акт:

«Инь и Ян» — 2005 год

Сотрудничество Бориса Акунина с РАМТом началось с постановки «Эраста Фандорина» в 2002 году. Лучше всего суть взаимоотношений с театром описал сам автор в интервью для радио «Свобода»:

«Я вообще-то человек нетеатральный. И театр, прямо скажем, не люблю. Мне не хватает способности абстрагироваться, все время мешает то, что происходит вокруг, не могу сконцентрироваться на том, что происходит на сцене. И особенно мне не нравится тот театр, который существует у нас в последние десять, а то и пятнадцать лет. Я устал от театрального стеба. Я устал от того, что все делается не всерьез, а с усмешкой. Когда-то мне эта всеобщая ирония нравилась, а теперь приелась. Мне хочется возвращения к простым эмоциям, к тому, чтобы история рассказывалась увлеченно. Я устал от так называемых "режиссерских спектаклей", от игры в интерпретации. И я подумал, что именно этот театр и именно этот сюжет дают возможность попробовать сделать нечто простодушное и зрелищное - то, что мне нравилось в детстве. Естественно, я уже не ребенок, и спектакль будут смотреть не только дети. Но мне хочется, чтобы и у взрослых внутри проснулся тот самый подросток, который живет в каждом человеке, вне зависимости от возраста».

Впоследствии Акунин написал для РАМТа не только инсценировку по роману «Азазель», но и пьесу эксперимент — «Инь и Ян», существующую в двух версиях. Текст обыгрывает мужское и женское начало, рациональное и чувственное, на примере «мужского» и «женского» преступления. 

6 июня РАМТ на своем YouTube-канале покажет спектакль «Инь и Ян» так как это было на премьере: в 15:00 «Белую версию» и в 19:00 «Черную версию».

Смотреть спектакль целиком (видео доступно 24 часа):

«Участь Электры» — 2012 год

Для зрителей РАМТа все спектакли репертуара так или иначе запоминаются под именем Бородина, и это естественно — художественный руководитель, как генерал, «виноват» в каждой победе и поражении, объединенных под его началом режиссеров, художников, драматургов, актеров. Но главный творческий союз в режиссерской судьбе Алексея Бородина – встреча с художником Станиславом Бенедиктовым. Знакомство состоялось еще в ГИТИСе, и у каждого спектакля в нашей подборке не один, а два создателя. Говорим «Бородин» подразумеваем «Бенедиктов» — настолько эти люди дополняют друг друга.

«Участь Электры» — яркий пример их сотворчества. Бородин раскрывает семейную катастрофу в тексте через актеров, а Бенедиктов составляет геометрическую драму, полную острых углов. Декорация-трансформер визуально давит, притягивая и одновременно выталкивая зрителей из сюжета. Поставив пьесу Юджина О’Нила, РАМТ показал самый не гостеприимный из миров, полностью подчинённый фатуму. 

Смотреть спектакль целиком:

«Берег Утопии» — 2007 год

Этот спектакль-легенда вмещает отрезок времени протяжённостью в 35 лет и длиною в целую зрительскую жизнь. Три части (по два акта в каждой) шли в театре в течение дня. Зрители приходили к полудню, еще свежими и юными, а к одиннадцати вечера покидали театр довольными и отдохнувшими, прожив четверть века вместе с Бакуниным, Герценым и Белинским.

На этом спектакле выросло поколение, любящее Тома Стоппорда как автора самой русской пьесы, написанной в Англии. Ради этой постановки знаменитый драматург лично приезжал в Россию. Спектакль идет последним в нашей подборке не случайно. «Берегом утопии» нельзя поставить точку в тексте, это — восклицательный знак.  

Часть первая — «Путешествие», первый акт:

Часть первая — «Путешествие», второй акт:

Часть вторая — «Кораблекрушение», первый акт:

Часть вторая — «Кораблекрушение», второй акт:

Часть третья — «Выброшенные на берег», первый акт:

Часть третья — «Выброшенные на берег», второй акт:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: