Спектакли по произведениям Тургенева, Чехова, Шекспира и не только.

«Отелло»

2, 3 февраля. «Сатирикон»

Трагедия Шекспира в оригинальной версии режиссера Юрия Бутусова. Кто знаком с творчеством этого режиссера, тот согласится, что Бутусов и Шекспир — гремучая смесь, из которой рождаются отчаянно смешные и до мороза по коже страшные спектакли. Художник Шишкин долго и тщательно собирал в реквизиторской разный хлам, а композитор Фаустас Латенас соединил в фонограмме музыку Мендельсона, Баха, песни «битлов» и глумливой питерской группы «Колибри», добавил к ним голоса Гэри Мура и Джо Кокера. Если же ваше зрительское воображение разыгралось еще не окончательно, скажем, что мавра Отелло играет молодой, ничуть не брутальный Денис Суханов.

«В ожидании Некто»

6 февраля. «Кураж»

В театре «Кураж» можно посмотреть комедию-фантасмагорию «В ожидании Некто» по пьесе Луиджи Лунари «Трое на качелях». Сюжет загадочен до абсурдности. Трое мужчин — молодой фабрикант-ловелас, отставной капитан и преуспевающий писатель — одновременно попадают в странную комнату,  где они вынуждены провести всю ночь. Каждый из них может открыть только одну из трех дверей, и лишь иногда произвольно звонит телефон. Зрителя ждут захватывающий сюжет, выпуклые персонажи, неподражаемый итальянский юмор и искрометное жонглирование диалогами. Есть в постановке и необычное сценическое решение: предметы в комнате разбросаны, как на сюрреалистическом полотне, а эмоциональный фон усиливается музыкой в стиле эмбиент и весьма психоделическим видеорядом.

«Дали и испанская королева из Казани»

10 февраля. Театр Луны

Провокационный спектакль о жизни и любви великого художника Сальвадора Дали, короля сюрреализма и создателя параноидально-критического стиля в искусстве, к своей музе Гале — Елене Дьяконовой, русской девушке родом из Казани. Эксцентричность испанского мастера и экстравагантность его поступков подчеркивается юмором и оригинальными режиссерскими находками, характерными для спектаклей Сергея Проханова, а динамичность действия усиливается видеоинсталляциями и декорациями, созданными при участии «русского Дали» Никаса Сафронова. На сцене Театра Луны будет разыгрываться история с персонажами, окружавшими Дали в юности и в зрелости, такими как друг Дали Федерико Гарсия Лорка, режиссер Луис Бунюэль, первый муж Галы поэт Поль Элюар, певица Аманда Лир и другие реальные и вымышленные персонажи.

«Отцы & Дети»

11 февраля. «АпАРТе»

Спектакль Андрея Любимова по одноименному роману Тургенева посвящен извечной проблеме, ставшей в наше время особенно актуальной: как расслышать и понять друг друга людям радикально разных взглядов и убеждений. Неоднозначный герой, актуальный во все времена, обретает черты молодых бунтарей из субкультур последних десятилетий. Хмурый романтик в свитшоте с капюшоном, с рюкзаком на плече глубинно одинок, как всякая неординарная личность, чья рассудочная теория (по мысли Достоевского) разбивается о жизнь — он пасует перед любовью, и его бунтарство, не способное перейти к созиданию, обречено на саморазрушение и гибель под звучащую в финале песню Высоцкого.

«Счастливчики»

13 февраля. Театр им. М.Н. Ермоловой

Три женщины и двое мужчин. Не друзья, не коллеги, не родственники. Очень взрослые люди, они оказались в этом месте и в это время по одной причине: все должны пройти тест. И остаться жить. Или не пройти тест. И красиво умереть. Потому что в 2076 году все граждане планеты, достигшие 80 лет, в обязательном порядке проходят этот экзамен, пытаясь опровергнуть утверждение о своей беспомощности и доказать, что возраст — не заслуга, но и не преступление. И они еще на многое способны. Жить или не жить? Ответ все узнают на грандиозном шоу, которое транслируется по всей планете, шоу, главным спонсором которого является Госкомиссия по оптимизации населения, шоу, которое собирает рекордное количество зрителей, тех, кому когда-нибудь тоже предстоит пройти этот тест. В главной роли — Владимир Андреев.

«Шекспир. Ночь»

13 февраля. Театр С.А.Д.

В одном спектакле собраны фрагменты из разных пьес Шекспира. Бесконечная игра со светом, напряженные и тревожные сцены, Гамлет на языке хореографии, царица Мэб в маскарадном костюме, трагичные монологи, заставляющие замирать зрительный зал, атмосфера таинственности и тишины, внезапно переходящей в крик, и легкий комизм «Венецианского купца», удивительным образом вплетенный в действие, — и все это в одной постановке. Пространство сцены раскрывается к зрителю, и выходит она — певица!

«Чехов»

17, 18 февраля. МОСТ

Премьера в театре МОСТ. Три пьесы Чехова в одном спектакля — «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад». По замыслу режиссера, три пьесы сливаются в единую картину предреволюционной России, предвещающую близкие необратимые перемены. Знакомые персонажи, обстоятельства, проблемы, общечеловеческие ценности, актуальные и сегодня, а также поиск ответов на фундаментальные вопросы российского общества воплощены в спектакле «Чехов».

«Севастопольский марш»

21 февраля. Театр Российской Армии

Музыкальный спектакль по «Севастопольским рассказам» Л. Толстого на музыку Андрея Петрова. Спектакль посвящен героической обороне Севастополя (1854–1855) и абсолютно отличается от всего, что было сказано о войне и героизме средствами сценического языка. В нем много яркой оригинальной хореографии. Он никого не оставляет равнодушным. И во многом этому способствует захватывающая целиком и полностью, достающая до самых глубин души гениальная музыка современного композитора, народного артиста СССР Андрея Петрова.

«Про Любовь Раневскую»

23 февраля. «АпАРТе»

Спектакль по мотивам чеховской пьесы «Вишневый сад» посвящен теме любви. Откуда она, какая, зачем? И с первых же мгновений ясно, почему саму Раневскую так истово, до поклонения любят все, кто ее окружает, — и Лопахин, чью «тонкую, нежную душу» она когда-то угадала, и затравленная Варя, и самовлюбленный Гаев, и трогательный, таинственно, щемяще-трогательный Симеонов-Пищик... Потому что любовь — как пишет Марина Бройде в статье «В защиту Любови Андреевны» — в какую бы внешнюю форму она ни была заключена, чиста изначально, неподсудна и в реабилитации не нуждается.

«Саня, Ваня, с ними Римас»

24 февраля. Театр Российской Армии

Пьеса, события которой основаны на реальных фактах семьи драматурга В. Гуркина, — посвящена его «дедам, погибшим в Великую Отечественную войну, бабкам», а также «великим труженицам и матерям, воинам, защитившим Родину нашу от фашизма». В спектакле Театра Армии нет батальных полотен, фронтовых сцен, а есть простая и трогательная жизненная история, случившаяся в далекой уральской деревушке с людьми, хорошо и трудно жившими в мирное время, пережившими тяготы войны и столкнувшимися с новыми испытаниями, испытаниями послевоенной жизнью и любовью.

«Бег»

29 февраля. «Содружество актеров Таганки»

Самая неоднозначная пьеса Михаила Булгакова. Выбор пьесы для своего режиссерского дебюта на большой сцене режиссер Мария Федосова объясняет так: «Есть несколько важных тем, побудивших меня выбрать «Бег». В первую очередь, меня поразила смелость Булгакова как художника (написать такой текст в 20–30-е годы — это равносильно самоубийству, это невероятно смело). Поразили его образность и безграничная свобода. Он транслирует ее через сны. Именно во сне мы испытываем сильнейшие эмоции от невероятных поступков, которые мы никогда бы не совершили в реальности. Однако духовный опыт от пережитого во сне может остаться с человеком на всю жизнь. Душа проходит через горнило ада для того, чтобы с ней случилось платоновское «припоминание» самой себя, катарсис. Для меня катарсис — это и есть сверхзадача пьесы — очищение души через страдание».