Начался Чеховский фестиваль, а тем временем московские театры еще радуют публику своими премьерами, и даже устраивают открытые репетиции – показывают то, что будет считаться премьерой только в будущем сезоне.
 
В Театре на Таганке устраивают превью (то есть предпоказ) «Горя от ума». Не охайте и не закатывайте глаза – дело в том, что все затертые до дыр строки Грибоедова патриарх нашей режиссуры Юрий Петрович Любимов вымарал своей опытной рукой. И спасибо ему за это. Поэтому Чацкий (Тимур Бадалбейли) не произносит знакомый до головной боли монолог «А судьи кто?», Лизанька (Полина Нечитайло) не упоминает буфетчика Петрушу, величественная Илзе Лиепа мерит сцену балетным шагом, изображая светскую Наталью Дмитриевну Горич, а придуманные Рустамом Хамдамовым псевдоантичные колонны оказываются тряпичными и так и норовят завязаться в узел.
 
На этой неделе можно посмотреть спектакли и другого театрального патриарха – Питера Брука. Его «Сизве Банзи умер» и «Великого Инквизитора» покажут в рамках Чеховского фестиваля. Одно плохо: спектакли будут играться в Центре имени Мейерхольда, зал там небольшой, поэтому билеты стоят дорого – от 1000 до 6000 рублей.
 
И все же любителям актуальной драматургии можно посоветовать «Сизве Банзи» – монолог современного афроамериканца, не желающего мириться с абсурдом и несправедливостью расовой дискриминации. А поклонникам Достоевского – «Инквизитора», основанного на нескольких главах из «Братьев Карамазовых», в которых Иван смущает Алешу неподобающими для церковного человека вопросами. Кстати, те же самые главы романа Достоевского легли в основу спектакля «Нелепая поэмка», который год назад выпустил в московском ТЮЗе режиссер Кама Гинкас. Так что у нас есть уникальная возможность сравнить две интерпретации.
 
Не стоит пропускать гастроли знаменитого грузинского театра имени Руставели. Он покажет два спектакля в постановке Роберта Стуруа: «Сладковато-печальный запах ванили» и «Невзгоды Дариспана» – грустные и ироничные притчи с участием знаменитого Сосо Папуашвили. Если вы испытываете ностальгию по прелестным грузинским комедиям прежних лет – вам сюда. Если хотите понять, чем славен театр Руставели – тем более.  
 
В «Сатириконе» играют двойную премьеру: «Королеву красоты» и «Сиротливый Запад» – дилогию по Мартину Макдонаху в постановке Константина Райкина. В обоих спектаклях занята молодежь – бывшие студенты Райкина, два года назад влившиеся в его труппу. Семейные кошмары из жизни ирландского захолустья они разыгрывают с юмором, хорошей актерской жадностью и внутренним самоощущением молодых счастливых людей – это дает необходимую меру отстранения от мрачных сюжетов.   
 
В театре «Практика» играют «Июль» – придуманный Иваном Вырыпаевым монолог пожилого людоеда поставил Виктор Рыжаков, а исполняет его красавица Полина Агуреева. Этот оригинальный спектакль, как и любимовское «Горе от ума», входит в московскую программу Чеховского фестиваля. В той же «Практике» готовится новая премьера – Эдуард Бояков ставит пьесу Владимира Сорокина «Капитал», написанную специально для его театра. Без шокирующих неожиданностей, конечно же, не обойдется.
 
Напоследок – тревожная новость: билеты на Чеховский фестиваль еще есть, но хорошо расходятся. Поэтому слишком долго размышлять не стоит.