Шесть лучших спектаклей Мариинского театра  в Москве – такой подарок приготовил публике Пасхальный фестиваль. 
 
Кому мы обязаны счастьем, история умалчивает. Мариинский не гостил в Москве в таком объеме уже лет двадцать, прикармливая столичную публику то парой опер, то парой балетных вечеров. Подразумевал, что всякий страждущий может в любой момент прыгнуть в поезд и примчаться к ним домой; благо, Питер – не дальний свет. Но теперь как-то все совпало. Мариинский готовится к капитальному ремонту, и, стало быть, подновляет свою славу накануне будущих гастролей, неизбежных и продолжительных. Да и шестой по счету Пасхальный фестиваль не особо богат на громкие имена, отсутствие которых надо чем-то возмещать. Потому событий много, но главный герой один в трех лицах: Валерий Гергиев, Мариинский оркестр, Мариинская труппа. После оглашения объема работ этого ударника художественного труда можно уверенно сказать: единственный герой – это к лучшему. Об интересной симфонической программе «ВД» уже писал. Теперь присмотримся к программе театральной.
 
Герои дня
Первый вечер будет самым пафосным, эдакая декларация о серьезности намерений. Покажут главный заповедник отечественной духовности, вечнозеленое «Лебединое озеро», да еще и с главной богиней современного русского балета Ульяной Лопаткиной в центральной роли. В версии Мариинского театра этот спектакль подкупает уверенностью в своей неотразимости. Злой гений Ротбарт колдует вручную, не столько танцем, сколько по-старинному пантомимой; и по мановению его руки девушки пропадают в кулисах, а вместо них вдоль задника «плывет» стайка бутафорских лебедей в натуральную величину. Танцы невест исполняются так, будто каждая претендентка действительно решает важную проблему личной жизни. Но если совсем серьезно, именно в «белых» лебединых сценах мариинский кордебалет блистает во всей красе. Идеальные позы и фразировки, точнейшие расстояния и выверенные линии, все, что оставляет ощущение «общего дыхания» присутствует на сцене в образцовом виде. В других театрах бывает кордебалет фактурно красивее, но более вышколенного, чем мариинский, не бывает. Вообще.  
 
Одетту-Одилию в этом спектакле Лопаткина танцует давно, со своих первых сезонов в Мариинке. Птица-символ у нее получается царственная, гордая и абсолютно самодостаточная. Претендовать на ее внимание мог бы мужественный принц Игорь Зеленский, но, видимо, заботы худрука новосибирского балета не позволяют ему много танцевать. Впрочем, рядом с этой героиней никого больше и не нужно. Лопаткина плюс мариинский кордебалет - эта пара сделает спектакль, и сделает высококлассно.
 
Долгожитель
На следующий вечер дадут «Дон Кихота» в четырех актах. Спектаклю этому аккурат сто пять лет, идет он три часа, и главный совет для тех, кто смотрит его в первый раз – не воспринимать сюжет слишком серьезно. Ни в коем случае нельзя умничать, припоминая, что в том самом романе Сервантеса все было иначе. Тогда три часа действа пролетят легко, в радостных танцах на самую балетную из всех балетных музыку Людвига Минкуса. В Мариинском реставрировали декорации знаменитых художников «Мира искусства» Александра Головина и Константина Коровина, и радостный променад финала напоминает скорее сочинскую Ривьеру времен российского императора, чем испанскую глухомань. Здесь главную парочку любовников танцуют молодые и прекрасные Олеся Новикова и Леонид Сарафанов. Она - точеная, изящная, очень нежная в своей пылкости; он – улыбчивый, верткий и невероятно виртуозный. Труппа отчаянно пляшет «испанскую толпу» и сгорает от южной страсти.  
 
Театральный Hi-Tech
Следующие три вечера призваны показать современные достижения самого продвинутого театра России. Первыми будут «Драгоценности» Джорджа Баланчина, в которых идея спектакля дружелюбна по отношению ко всем балеринам, желающим в нем блеснуть. Три части – «Изумруды», «Рубины», «Бриллианты» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского соответственно как будто оживляют витрину ювелирного магазина. С девушками, танцующими лучших друзей девушек. Но, кроме того, разные камни символизируют разные балетные школы, и бриллианты – это про нас, разумеется. Солируют Дарья Павленко, Виктория Терешкина, Алина Сомова.
 
Следующий вечер – показ высоких технологий хореографии. В программе «Форсайт в Мариинском» сразу три одноактных балета. Они завораживают как неведомая прежде и вдруг найденная очень полезная компьютерная программа. Здесь все другое: другие отношения с пространством, моторикой тел, движением, партнерами, светом, сценографией и так далее. «Steptext», «Два балета в манере позднего XX века» и «Посередине, слегка на возвышении» представляют возможности труппы неизмеримыми и универсальными. Надо ли добавлять, что ничего подобного в наших оперных домах не танцуют? К уже упомянутым солистам добавятся Екатерина Осмолкина и Михаил Лобухин.
 
И чтобы поставить в финале этой истории большой восклицательный знак, Мариинский балет показывает программу The best of Баланчин. «Серенада», «Блудный сын», «Ballet Imperial» с харизматичными примами театра должны ввергнуть в ступор даже самых убежденных скепттиков. Представив, соответственно, три в одном - бессюжетный «белый», драматический балет на библейскую тему и балет-мираж, ностальгирующий по императорскому Санкт-Петербургу. Если вам вдруг повезет увидеть все это великолепие подряд, знайте, что вы посмотрели лучшее, что есть в русском балете начала ХХI века. Будет о чем рассказывать внукам.
 
Невозможное возможно
На этой благостной ноте можно было бы поставить точку. Но ведь мы имеем дело с театром-трудоголиком. Потому через сутки после балетной серии Мариинский покажет свежайшую апрельскую премьеру «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Ставил ее изящный француз Ален Маратра, и он не привык отягощать оперу ни саспенсом, ни даже концепцией – его легкое «Путешествие в Реймс» Россини Мариинка привозила в прошлом году. Стало быть, и в «апельсинах» ничего сложнее самой партитуры с ее хитовым маршем не предвидится. Но вы ошибаетесь, если думаете, что это последняя премьера театра. Шестого мая, пока балет шокирует Москву, на родной сцене эти сумасшедшие выпускают еще одну премьеру. «Электру» Рихарда Штрауса в постановке Джонатана Кента. И дирижирует – ясное дело – Валерий Гергиев, который давно уже приучил театр к своему режиму и словно дразнит им неспешную Москву. Даже на московском фестивале дразнит. И правильно делает.