«Фиалки» без фиалок и капкейки между платьями — две новые кондитерские на одной улице, но с разными результатами.


«Фиалки в сахаре»

У Никольской улицы есть неудобное свойство — нужен повод, чтобы на ней оказаться. Экскурсия к фонтану в ГУМе, парад на Красной площади, студенческий билет в РГГУ или что-нибудь еще не менее значимое. Поэтому и рестораны здесь, по большей части, такие, чтобы обслужить нехитрые дневные интересы офисных служащих, спасти от голода случайных пешеходов и накормить туристов борщом и пирожками. Новая кондитерская «Фиалки в сахаре», по всей вероятности, планировала иметь дело с первыми.

Ветошный переулок — это два шага с Никольской, окнами прямо на ГУМ. За фиалковым козырьком угадывается что-то нежное, девичье и воздушное. Да и куда там серьезному брутальному ресторану в такое крошечное помещение. Первый зал — магазинчик, торгующий навынос свежим хлебом и разнокалиберными пирожными. Второй — собственно кафе, десять тесно составленных столиков и отдельная зона с высоким барным столом под романтичными белыми зонтами с бахромой. Есть еще один зал с большим круглым столом внизу, но это для особых случаев. Вдоль всех стен многократно повторенная мантра: «Здесь пекутъ свежий хлеб» и «Здесь пекут вкусный хлеб». Хлеб и вправду пекут вкусный, пока не здесь, но со дня на день пекарня переедет на место действия. Серый с морской капустой, с грецкими орехами, с овсяными хлопьями и курагой, с луком шалот, халы с маком и с кунжутом, чиабатты, питы с вялеными помидорами и оливками. К сожалению, очарование «Фиалок» заканчивается вместе с хлебом. Хорошей кондитерской из нее пока не получилось — даже обещанных фиалок в сахаре в ее десертной карте пока нет, хотя это не бог весть какая экзотика и запросто продается в московском Hediard. Фирменный десерт «Фиалка в сахаре» представляет собой мусс из белого шоколада с сахарными цветочками и черносмородиновым сорбетом на дне — и все это в ажурном «горшочке» из теста, слишком щедро засыпанное какао, которое и впрямь начинает скрипеть на зубах, как земля, которую оно изображает. Мало того — какая-то нелегкая дернула «Фиалки» возомнить себя еще и рестораном. Причем не меньше, чем наследником кафе «Пушкинъ» — отсюда в меню салаты «Демидоff» и «Романоff», блины «Как изволите» и прочие куртуазные обороты. Вот только на ломтиках утки в салате видны зеленые пятна, а сом, обжаренный в парме, бьет в нос старой сгоревшей свининой, что уже совсем не куртуазно.


Cup & Cake

Кафе Cup & Cake на другом конце Никольской открыла неугомонная Ginza Project — и снова в компании очередной знаменитости: «Гинза» напала на неиссякающую жилу, когда закончатся музыканты и телеведущие, можно будет переключиться, к примеру, на футбольную сборную, а это еще двадцать с лишним человек. На этот раз новоиспеченный ресторатор — модельер Алена Ахмадуллина, и в ее случае все по-честному — кафе открылось прямо в помещении бутика. Правильнее даже сказать — слилось с бутиком: по два столика справа и слева от входа, заставленная пирожными и банками с печеньем маленькая витрина напротив и само кафе по лестнице наверх — не то на антресоль, не то на высокий подиум, окруженный софитами. Если идти вдоль окон, можно заблудиться в лабиринте стеллажей, вешалок и манекенов. И от всего ощущение нереальности происходящего, будто дело происходит не в Москве, а самому этому кафе лет шестьдесят, не меньше. Актуальное, по московским меркам, название тут как-то даже и не к месту, да и самих капкейков — пирожных в форме кексов с начинкой и шапочкой крема — в меню пока только три. Самый вкусный — с яблоком, изюмом и морковно-апельсиновым кремом. Зато у дизайнерского кафе остроумное маленькое меню. С тартаром из тунца и клубники, который шеф-повар Марк Стаценко раскладывает по стеклянным банкам с крышками, чтобы его можно было унести с собой. С кальмарами и креветками в темпуре, которые шеф предлагает таскать из бумажных кульков деревянными бельевыми прищепками. С сендвичами с индейкой, заправленными апельсиновым соусом, и тирамису с привкусом марсалы и хереса. В девять утра на витрине наполняют корзину свежими булочками, те, что не раскупят сразу, ближе к полудню будут раздавать всем «на дорожку». В конце концов, это очень по-женски — когда не хватает денег на юбку от модного дизайнера, выйти из магазина хотя бы с ватрушкой в пакете с заветным лейблом.