Вопреки политике тоска по грузинской кухне неистребима. Поэтому рестораторы, рискуя прослыть диссидентами, открывают грузинские рестораны. Честно предупреждая, что продуктов «оттуда» на кухне нет…

У Кати Дроздовой в ее новом кафе «Хачапури» соленья, купленные на рынке у московских грузин, варенья из айвы, инжира и грецкого ореха – на самом деле, армянские, но на вкус то, что нужно. А еще сыры, которые делают на небольшом семейном производстве в Подмосковье грузинские сыровары. И немного джонджоли и кахетинского масла – из личных запасов. Известную своим трепетным отношением к продуктам Катю обвинения в том, что грузинскую еду из чужих продуктов не готовят, расстраивают. Хотя вон Тинатин Мжаванадзе в недавно вышедшей книжке «Домашняя грузинская кухня» уверяет, что все необходимое для ее рецептов запросто можно купить в Москве. При этом сама она живет в Тбилиси и вполне могла бы капризничать и требовать от своих последователей аутентичности. И тетушки грузинки, которые лепят на кухне «Хачапури» пресловутые лепешки с сыром, убеждены, что все в порядке. В общем, тем, у кого еще остались сомнения, нужно попробовать цыпленка по-шкмерски. Цыпленок хоть и подмосковный фермерский, но приготовлен так, что и в голову не придет искать лучше.

По первоначальному замыслу цыплят, чихиртмы и оджахури не должно было быть – только хачапури и пара-тройка салатов. Такой концептуальный фаст-фуд. Не исключено, что дальше так и пойдет, а кафе останется чем-то вроде штаб-квартиры. Пока же это очень демократичный city-формат, где можно изобильно поужинать на 700 р. Чай и хачапури еще дешевле. Компании берут большой имеретинский в стол. Одиночки заказывают слоеный пеновани и аджарский по-батумски с выпущенным яйцом. И непременно кофе, сваренный по-турецки, - его в Москве найти немногим легче, чем грузинские продукты.

Ресторан «Эларджи», все лето умилявший детей и их родителей кроликами, козой и канарейками, наконец открыл зимний зал. Сам зал крошечный, как гостиная на старой подмосковной даче. Антресоль под покатой крышей чуть попросторнее, но от ощущения дачной тесноты и здесь не отделаться. Тряпичные куклы, цветочные горшки, тарелочки, пузатые бутыли с домашними настойками, фрукты, фотографии в деревянных рамках. Так что, пока коза на зимовке, тоже есть что рассматривать. Но самые популярные столики на балконе, застекленном на зиму. Сейчас здесь особенно хорошо – первые лучи весеннего солнца просвечивают балкон насквозь, а на подтаявшие сугробы сверху вниз выходит смотреть с чувством триумфа.

Кардинальных изменений меню «Эларджи» не претерпело. Разве что добавились тонкие кутабы и хинкали, взрывающиеся от прикосновения ножа озером душистого бульона. Начинка в хинкали как нельзя лучше объясняет смысл словосочетания «домашняя грузинская кухня» - мягкий, тщательно вымешанный фарш с вкраплениями зелени и острого перчика на заводе не приготовишь, только руками. Рукодельность здешней кухни во всем – от приготовления до подачи. И в том, как приносят форель, завернутую в хрустящий конверт обжаренного лаваша. И в шашлыках, которые подают прямо на шампурах со сладким луком на деревянной доске. В конце концов, если еду из ресторана забирают с собой, это тоже о многом говорит.