В «Ударнике» открыта выставка финалистов Премии Кандинского, одного из главных российских конкурсов, отмечающих достижения в современном искусстве за минувший год. Из 35 работ, номинированных на премию, ВД выбрал пять, которые в выставочном пространстве бывшего кинотеатра обращают на себя особенное внимание.

Выставка номинантов Премии Кандинского-2014 (551985)
Вы можете изменить этот текст

Премия Кандинского — российская ежегодная национальная премия в области современного искусства, учреждена в 2007 году культурным фондом «Артхроника». Художники могут выдвигать на соискание премии свои работы сами. Один из принципов премии: это не событие, а процесс.


Ирина Корина. Припев

Лучше всего многоцветную, искрящуюся блестками и то ли смеющуюся, то ли плачущую масками инсталляцию Ирины Кориной, представленную в этом году на премию, можно охарактеризовать перефразированным «Клоуны уехали, а цирк остался». Занявшая несколько специально выстроенных в «Ударнике» комнат работа оставляет ощущение закончившегося праздника, и вместе с тем — его продолжения.

Художница о проекте: «Это как явная плачевность и тоска курортных декораций, в которых, тем не менее, всегда остается то непонятное и необъяснимо притягательное, куда никогда не удастся проникнуть. Там — обещания грядущих событий, о которых мы знаем все заранее и которые уже видятся, как прошедшие. Это гипнотизирует меня».

Женя Миронов. Построение метафор

В «Ударнике» выставлены «фотопары» Миронова. Рифмующиеся, как будто разговаривающие друг с другом — и со зрителем — фотоснимки создают ощущение стихотворений, рассказанных с помощью фотографии. Оказывается, выстроенную из блоков «хрущевку» можно рифмовать с ветвями деревьев, а крылья бабочки — со струями фонтана.

Художник о проекте: «Фотография, как и кино, обладает драматургией и режиссурой. Я беру предметы из реальной среды как актеров и в своих визуальных постановках организую новый тип конфликта за счет их стыковки».

Ринат Волигамси. Снег

На первый взгляд работы Рината Волигамси кажутся большими распечатками старых фотоснимков. Но при ближайшем рассмотрении каждый оказывается дополнен деталями, превращающими заурядный вроде пейзаж или жанровую зарисовку в почти карикатурно смешной сюжет. Голуби, слетающиеся к кормящей их бабушке, оборачиваются динозавриками, а покосившиеся деревенские избушки взбираются одна на другую, как деревенские же собаки.

Из описания проекта для премии: «Растровые фотографии советских газет служат для автора образцом, по которому он строит свой репортаж о мире вокруг нас. Тайна и истина, обман и документ нераздельно слиты в слепых фото, и мимикрирующие под них картины убедительно свидетельствуют о необычайном».

Богдан Мамонов. Транквилизация памяти

Самое интересное в проекте Богдана Мамонова, посвященном его деду — история, предваряющая создание работ. Дед художника, фотограф Григорий Шпейер, одним из первых в России начал заниматься стереоскопической фотографией, и даже привез из Франции таксифот, устройство для просмотра 3D-изображений. Работы, составляющие проект, — это и увеличенные стереопары, копирующие сохранившиеся снимки столетней давности, и недавно сделанное видео.

Из описания проекта для премии: «Пересечение трех эпох — Древнего Рима, предреволюционных лет России и современности и составляют содержание проекта, включающего в себя как живописные, так и видеоработы».

Тимофей Радя. Figure #2: Game

Работа Тимофея Ради — одна из самых актуальных и, что называется, злободневных из представленных на выставке. Пять металлических колец, символизирующих Олимпийское движение, установлены рядом с горой узнаваемых пятитысячных бумажек. Видеодокументация рассказывает: сначала бумажки заполняли кольца, создавая их «тело» и суть, но с первым же порывом ветра вылетели, кружась, и опустились на снег, оставив остов «Олимпиады» пустым.

Художник о проекте: «Пару лет назад я выпил половину кружки кофе и понял, как это должно быть: деньги на ветер. Я загодя съездил в Сочи, чтобы посмотреть там место для проекта, но понял, что в этом нет необходимости. Заснеженное поле кажется мне идеальным пространством, оно чистое, и оно очень русское».