В Пушкинском музее впервые покажут работы отечественного модельера. Валентин Юдашкин представит выставку «Мода в пространстве искусства», которая подводит итоги творческого пути длиной в четверть века.

Дому моды Валентина Юдашкина в этом году исполняется 25 лет. Для любимого модельера российской финансовой элиты стало уже традицией отмечать юбилеи в музеях. Пять лет назад на Красной площади в здании Исторического показывали выставку «Тайны haute couture». Особенно этот подарок оценили гости столицы — ведь можно было одним махом посетить Мавзолей, собор Василия Блаженного и юдашкинскую сокровищницу.

Теперь же мэтр Юдашкин осваивает пространства Пушкинского музея. Так что Рубенса и Нику Самофракийскую в течение двух месяцев ждет уплотнение: дело в том, что наряды знаменитого российского модельера будут представлены непосредственно среди античных слепков, средневековых статуй и живописи эпохи Возрождения. Организаторы проекта не пошли уже проторенным путем, как было с Шанель и Диором, а решили рассредоточить экспонаты по всей площади. Видимо, на такое решение оказал влияние исторический характер юдашкинского творчества, который всегда искал вдохновение в хрестоматиях и художест­венных альбомах по искусству и архитектуре. Об этом говорят и названия сделанных им коллекций haute couture: «Фаберже», «Балет», «Вечный город», «Врубель», «Арт-деко», «Русский авангард», «Король Солнце». Самые знаменитые, самые эффектные платья из этих коллекций, сработанные вручную практичес­ки полностью, и смогут увидеть зрители.
Амбиции Валентина Абрамовича — показать свое творчество в главном музее изобразительных искусств страны, где даже еще ковролин хранит легкий запах «Шанель № 5», можно понять. Тем не менее более уместным и логичным для проведения такой выставки был бы выбор банкетного зала Safisa, где празднует дни рождения Николай Басков и проходят самые эксклюзивные корпоративы. Именно для клиенток, отправляющихся на такие мероприятия, и работает в полную мощь швейное производство Дома Юдашкина. Но выбор уже сделан, поздно.

Вообще первой звездной клиенткой Валентина Юдашкина была Раиса М­аксимовна Горбачева: многие ошибочно полагают, что ее одевал Зайцев, однако первая леди Советского Союза одевалась у многих, в том числе ее стилем занимался и Юдашкин. Возможно, близость к номенклатурной верхушке помогла простому парню из подмосковной Баковки в кратчайшие сроки добраться до парижского подиума. Уже в 1991 году Валентин Абрамович представил на суд парижской публики свою дебютную коллекцию. Дебютной она была не только для Парижа, но и вообще. Причины такого моментального взлета, несомненно, достойны звания портновской загадки века.

Ну а дальше понеслось: Пугачева, Гурченко, Бабкина — все хотели одеваться по последней парижской моде. Искушения этого не избежала и Светлана Медведева — последняя публично показывавшаяся на публике первая леди.

Грандиозным успехом кутюрье было получение заказа на проектирование военной формы для вооруженных сил. Увы, эксперимент этот обернулся для Юдашкина полным провалом. В первый же сезон в Кемеровской области от переохлаждения было госпитализировано более 200 солдат-срочников. Хотя несколько лет спустя знаменитый кутюрье опроверг свою причастность к тем предметам гардероба, которые оказались в тот роковой сезон на обмороженных телах. Кстати, именно эта нелицеприятная страница творческой биографии на выставке в Пушкинском не найдет отражения. Зрителей в этот раз ждут корсеты и фижмы, образы райских птиц и яиц фаберже, созданные из шифона, шелка, органзы и, конечно же, страз.