В ГМИИ стартует выставка «Обнаженные. От мрамора к фотографии» — проект, который ставит в один ряд фотографии журнала Vogue и признанные шедевры изобразительного искусства.

Конечно, всем известно название самого главного журнала о моде, который вот уже 120 лет рассказывает женщинам не только о том, как быть модно одетой, но и том, как элегантно обнажаться. До начала 60-х раздетую женщину нельзя было и вообразить на страницах приличного издания. Возможно, эта стыдливая эпоха продолжалась бы намного дольше, если бы Vogue не разрушил привычный буржуазный шаблон. Для этого фотографам и редакторам издания потребовалось всего лишь возвести nude-фотографию в ранг искусства, поднять мастерство иллюстрации на такой недосягаемый уровень, при котором реклама становится уважаемым гостем любого музея в мире.

На выставке «Обнаженные. От мрамора к фотографии» в полной мере демонстрируется право фэшн-фотографии называться искусством. И отнюдь не в роли бедной родственницы, а в качестве равной: бок о бок с работами, публиковавшимис­я в р­азные годы на страницах Vogue, впервые будут показаны признанные шедевры живописи и скульптуры.

Патрик Демаршелье / Клаудиа Шиффер / Vogue UK / 1991

67 фотографий, которые представлены на выставке, были отобраны редакторами российского подразделения журнала для коллекционного альбома The Nude in Vogue. Это работы таких мастеров, как Эллен фон Унверт, Хорст П. Хорст, Херб Ритц, Брюс Вебер, Энни Лейбовиц, Сара Мун, Терри Ричардсон, и многих других звезд фэшн-фотографии. Аккомпанировать обнаженной натуре со страниц еще не остывшего глянца будут такие шедевры, как «Ева» Огюста Родена, «Обнаженная» Пьера Огюста Ренуара, «Грация» Александра Архипенко. Одними из самых «пожилых» обнаженных будут «Три грации» Себастьяно Мацони, которые уже разменяли четвертую сотню лет. Две эти части выствки — историческая и современная — дают возможность увидеть новое и в произведениях старых мастеров, и в работах фотохудожников. Живописные венеры и грации начинают казаться теплее, сексуальнее, это приближает современного зрителя к чувствам, которые испытывали те, для чьих глаз писались эти полотна. А на фотографиях XX века начинаешь видеть, помимо изгибов тела, интеллект. И тем не менее, глядя на фэшн-нимф, среди которых и Верушка, и Вельгельмина Купер, и даже Водянов­а с Пивоваровой, сразу понимаешь, что в жилах этих девушек, как говорила в свое время главный редактор журнала Грейс Мирабелла, течет не минеральная вода и масло для загара, а настоящая кровь.

Прочерченный организаторами проекта ассоциативный ряд наводит на мысль об изменчивости наших предпочтений. Те, кто создавал эти изображения, по-разному представляли себе совершенство и грацию. Используя обнаженную натуру как выразительное средство, художники предпочитали разные пропорции, линии, цвета и антураж. Глядя на это многообразие форм: тучные рубенсовские одалиски, пухлые дамы эпохи ар-нуво и стремительно худеющие девушки XX века — невольно задаешься вопросом: могут ли вый­ти из моды большая грудь, худые колени, прямой нос или тонкая талия? Разумеется, да. И тем, кто непременно хочет оставаться в тренде, теперь остается лишь лечь под нож пластического хирурга. Однако нет никаких гарантий, что, когда снимут бинты, увеличенные или уменьшенные части тела снова не окажутся востребованными миром глянца. Ведь в конце концов из моды может выйти даже сама мода. Так что лучше сразу успокоиться и просто наблюдать за этим процессом, не вовлекаясь в него.