Кинотеатр «Ударник» начал новую жизнь: теперь здесь разместилась экспозиция современного искусства.

Премия Кандинского, самая авторитетная частная награда в современном российском искусстве, до прошлого года проводила выставки своих номинантов в скучных бетонных стенах ЦДХ. В этом году у фонда «Артхроника», ее учредителя, приятное приобретение — в долгосрочную аренду взят кинотеатр «Ударник» в знаменитом Доме на Набережной.

Построенное в 1931 году футуристическое здание было первым советским звуковым кинотеатром и долгое время  — главной премьерной площадкой страны. Но в 1990-е кинотеатр захирел, его фойе стало шоу-румом ЛогоВаза, потом казино, а на единственном экране компанией «КароФильм» прокатывалось рядовое коммерческое кино. В 2010 году «Ударник» был закрыт за нерентабельностью, ходили слухи о перестройке его в супер-прогрессивный концертный зал. Однако ему повезло:  теперь памятнику авангарда грозит только качественная, научная реставрация и превращение в культурный центр с показами арт-хауза и видео-арта, лекциями, мастер-классами и, конечно, выставками.

Кинозал теперь легко превращается в выставочный зал — благодаря съемным сиденьям. На время лекций и показов их будут устанавливать. Сейчас наклонный пол просто затянут паласом: здесь выставлены номинанты Премии. Слева — проект Гриши Брускина «Время Ч»: множество статуй на тему мифа о враге. Враг тут изображен во всяких ипостасях  — враждебное государство, классовый враг, враг подсоздания, Хронос, Смерть... Воплощено это в образе крыс, пионеров, людей в противогазах, пулеметчиков и множестве других персонажей.

Справа, на сцене — проект коллектива авторов из 18 художников. Назывался он «Пленэр»: художники расположились на набережной напротив Кремля, расставили на этюдниках белые холсты. Кто-то рисовал белой краской, кто-то просто оставил холст белым. Акция длилась один час и явилась метафорой бессодержательности, пустоты нынешней власти.

На площадке перед входом в кинозал — инсталляция Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы», которая в этом году была выставлена в Третьяковской галерее на Крымском валу. Аллегория в виде рабочего, разбивающего молотом дизайнерский писсуар призвана обратиться к вопросу взаимоотношения эстетики и условий производства искусства.

В фойе на первом этаже стоит гигантский деревянный «Вселенский разум» Николая Полисского, творца Архстояния. Это дружелюбный противовес суперкомпьютеру, искуственному интеллекту, который автор увидел как-то по телевизору и счел крайне устрашающим. Инсталляция стоит в самом центре фойе, которое совсем недавно было казино. Произведения современного искусства на фоне полуободранной фальшивой позолоты и ковров игрового зала, из-под которых, в свою очередь, выглядывает настоящий стильный авагард 1930-х годов  — во многом усиливают ощущения от выставки.

Прямо у входа колышатся на сквозняке кованые металлические иконы Дмитрия Гутова — проект «E’IK’ΩN». Канонические силуэты, прориси, древних икон от превращения в сплошной контур благодаря новому методу превращаются в пространственную скульптуру. Напротив — одна из сохранившихся колонн разобранного казино в псевдо-ардекошной отделке, с какими-то пейзажами и цветочками. Все остальные колонны такие, какими их задумал Борис Иофан, автор проекта, кстати, один из авторов концепции сталинских высоток.

Всего в «Ударнике» оказалось 4 этажа. Посетив фойе на первом, кинозал на втором и балконы, отправляйтесь вниз, в цокольный этаж. Раньше тут была рулетка   — сохранилось даже бронированное окошко кассирши. Теперь же сплошь инсталляции. Например, проект Аладдина Гарунова «Тотальная молитва»: попытка понять духовную красоту и культуру ислама, понять проблемы, связанные с его распространением, выходом из мечетей на улицу.