На самом Садовом кольце, напротив метро «Парк культуры», находится любопытный музей — «Музей Москвы».

Он открылся здесь лишь в 2007 году, и москвичи пока к нему не привыкли. Этот недочет надо исправлять: ведь основан он был еще в 1896-м и за это время накопил огромные и любопытные фонды. Платья Гурченко, Мордюковой и Зыкиной, огромные сверкающие черные «членовозы», мебель пилота-челюскинца Ляпидевского и скульптора Козловского, реконструкция по черепу Ивана Грозного, настоящая сума-калита, старинные игрушки...  Сюда хорошо ходить всей семьей, чтобы потом разбредаться по интересам: дети в один зал, а взрослые в другой.

Бездомный музей

Первые экспонаты попали сюда еще при Николае II. Музей своим возникновением обязан нижегородской Всероссийской выставке 1896 года. Событие это было эпохальное: Попов показал первый в мире радиоприемник, Шухов — свою первую башню, Фрезе и Яковлев — первый русский автомобиль, а Коровин подружился с . У города Москва там был отдельный павильон, и после закрытия выставки московская Дума решила создать на его основе музей.

Но, наверно, кто-то сглазил экспонаты, потому что весь следующий век музей только и делал, что переезжал. Обосновавшись сначала в Крестовских водонапорных башнях — забытом ныне памятнике архитектуры в районе проспекта Мира, после революции он был вынужден съехать: башни шли под снос. Новым домом стала Сухаревская башня, чья судьба оказалась аналогичной. После чего музей поселился в церкви Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. И вот настал XXI век: здания теперь не сносят, а возвращают законным владельцам. РПЦ долго боролась за этот храм, музей усердно упирался — ему попросту некуда было съезжать. Только в 2006 году Лужков предоставил ему Провиантские склады. 

В музее толп нет. «Москвичи просто еще не привыкли, что мы здесь, рассказывают сотрудники, — тем более что на главном фасаде памятника архитектуры мы свою рекламу вешать не можем, а вход к нам за углом, с Остоженки». 

Новое пристанище

Первые выставки в новом здании открылись только в 2007 году. До этого музейщикам предстояли серьезные работы по обустройству. Ведь с 1930-х годов старинные ампирные постройки, возведенные еще при Николае I, служили Генштабу в качестве гаража. Решение, кстати, вполне логичное, если поставить себя на место тогдашних хозяев советской Москвы. Три здания комплекса занимают гигантскую территорию. Огромные беленые стены, высокие потолки, продуваемые пространства — наполнить их чем-то полезным непросто. А уж отопить!

Провиантские склады (их изначальное предназначение из названия очевидно) мыслились не для обычной человеческой жизни, а для целей «промышленных». Быть музеем в таких стенах не просто: все надо обживать. Сотрудники явно стараются вдохнуть сюда душу. Многометровые залы перегорожены, поставлена мебель, висят фотографии. Но прошлое все время норовит выскочить из-за угла. На второй этаж ведет покрашенный кондовой масляной краской пандус, по которому плавно съезжали «Волги» и ЗИЛы, во дворе между кустами мирно стоит какое-то зенитное орудие... Чувствуется, что культурное учреждение здесь — новосёл. Поэтому никакой атмосферы затхлости, так часто свойственной краеведческим музеям, нет. Впрочем, наверное, в Музее Москвы ее не было бы в любом случае — уж слишком бескрайняя у него тема, слишком много самого разнообразного нужно ему показать.

Что посмотреть

Экспозиция такая большая, что из нее можно выкроить несколько отдельных музеев, причем на совершенно различные темы. Вот, предположим, здание №1: сюда, конечно, надо приходить с детьми, причем заказав экскурсию. Здесь расскажут об истории и археологии Москвы. В витринах макеты церквей и домов (настоящие игрушечки!), манекены древних московитов в старинных костюмах, муляжи старинной еды. А также визуальные воплощения крылатых выражений: например, тот самый «нос» (деревянная палочка), на котором надо «зарубить», или сума-калита. Экскурсии для детей есть игровые и в старинных костюмах. Суровым оком смотрит Иван Грозный: это скульптурный бюст, восстановленный по черепу из гробницы царя великим антропологом Герасимовым. Неожиданное открытие — подлиники рисунков Аполлинария Васнецова, те самые виды древней Москвы, которые печатают в школьных учебниках. Оказывается, он рисовал их по заказу именно этого музея.

Коллекция живописи и графики — отдельное лакомство для знатока. Формировалась она, видимо, из соображений сугубо практически-москвоведческих: вид такой-то улицы столицы, вид площади... Но годы идут, а фамилии бронзовеют. Скажем, или Леонид Пастернак. Частные галереи сейчас охотятся за их почеркушками — а тут полноценные холсты. Есть и более заслуженные классики: Айвазовский, Суриков, Поленов. Интересный пример превращения артефакта из предмета быта в культурную ценность: при строительстве гостиницы «Москва» на Манежной площади заказы на исполнение картин в номера получили лучшие мастера соцреализма. После ее сноса полотна, слава богу, попали в этот музей (недавно их можно было увидеть на выставке в ЦВЗ «Манеж»). Жаль, в экспозиции эти полтысячи полотен не увидишь, все спрятано в фонды.

Ретрошик

А два других павильона заинтересуют уже аудиторию постарше. Сказать, что они посвящены истории СССР, нельзя — скорей, тому, как советские люди, знаменитые и не очень, жили обычной жизнью. Пенсионеры, наверно, здесь ощущают ностальгию по ушедшему быту. Но музею, вероятно, стоило бы сделать ставку на романтическую идеализацию советского прошлого у молодежи. Это ведь становится трендом. Так, рядом, через Крымский мост, ЦПКиО Горького и парк «Музеон» восстанавливают «Девушку с веслом» и устраивают светомузыкальные шоу на тему авангарда, а Ломаковский музей и Олдтаймер-галерея по крохам воссоздают старинные автомобили. Причем у Музея Москвы огромная фора — экспонаты, из которых мы видим только верхушку айсберга. Надо только чуть-чуть сместить акценты, добавить музыки, жизни. Начало, однако, правильное: автомобили перемешаны с платьями, зонтиками, фестивальными сувенирами, живописью. Вещами реально существовавших людей.

Причем часто — людей с конкретными фамилиями: значительная часть коллекции — это дары музею от советских знаменитостей. Несколько рабочих кабинетов восстановлены в витринах целиком. Любопытно, что у новых поколений происходит смещение взгляда: это больше не «о, вещи Самого!», а «ух ты, какие стильные делали тогда штучки». Это справедливо даже для таких личностей, как Людмила Гурченко: на выставке, которая идет до конца года, множество ее нарядов, интересных не только как личные вещи одной великой актрисы, но как реликвии целой эпохии. 

Хотя билеты и так совсем дешевые (по 50 рублей), в третьи выходные месяца сюда можно попасть бесплатно. По четвергам музей работает до 21:00, причем часто вечером устраиваются концерты.

Музей Москвы в архитектурном комплексе «Провиантские магазины», Зубовский бульвар,   д. 2 (вход с ул. Остоженка), тел. (499) 766 4196.