В Пушкинском музее в рамках юбилейного года открылось сразу две выставки: «Пушкинскому музею – 100 лет» и «Воображаемый музей». Первая – о том, что в музее есть, вторая – о том, чего ему не хватает.

«Воображаемый музей»

Идея этой выставки необычна. Из 27 мировых музеев, таких, как Прадо, Лувр, Галерея Бельведер, в Москву прислали 46 шедевров.

Имена потрясающие: Дюрер, Гольбейн, Ван Дейк, Босх, Эль Греко, Веласкес, Гейнсборо, Курбе, Мане, Ван Гог,  Пикассо, Модильяни, Магритт... Но их не развесили рядком в единственном зале, а раскидали по постоянной экспозиции. Вышел «выдуманный», воображаемый музей, полный тех экспонатов, которых ему как раз не хватает, чтобы максимально полно отразить историю искусства.

Метод получился неожиданно увлекательным. На вернисаже гости получили путеводитель с планом здания, на котором точками были отмечены места развески приезжих шедевров. И разбрелись по залам. В зале фаюмских мумий, среди надгробных досок и египетских саркофагов – статуя Изиды II века до н.э., которая приехала из Неаполя. Мраморная скульптура выполнена с виртуозностью ювелирной. В зале, стены которого завешаны слепками с воинственных ассирийских рельефов –  одно из главных сокровищ Месопотамии. По ценности его сравнивают с вещами из гробницы Тутанхамона. Это лира с головой быка из царской гробницы в Уре, ок. 2600 г. до н.э. (на илл.).

Скачать путеводитель по выставки (4 стр, pdf).

Бродя из зала в зал, ищешь взглядом экспонаты выставки. Для удобства посетителей они повешены на стены с красным фоном. Предметы из постоянной экспозиции – на сером. Но сосредоточиться только на приезжем шедевре не удается. Взгляд соскальзывает на родные вещи Пушкинского музея. И любуешься ими с новым ощущением. А ведь у нас не хуже, как бы ни скромничали в ГМИИ!

Чтобы не потратить на визит несколько часов, надо сосредоточиться исключительно на поиск картин по путеводителю. Его можно скачать здесь. Возможно, брошюры для посетителей будут раздавать и при входе на выставку.

Выставка получилась огромной, сразу в двух зданиях. В основном корпусе – период от древнеегипетских и скифских древностей до Веласкеса и Гейнсборо. В здании Галереи искусства стран Европы и Америки (слева от основного) – от импрессионистов до поп-арта. Здесь целых три этажа, наполненных шедеврами Ван Гога (на илл.), Модильяни, Мондриана, Магритта, Лихтенштейна. Кстати, некоторые из них – из неназванных российских частных коллекций, что делает их еще более интригующими: уж слишком великолепные вещи.

Единственный недостаток выставки – цена билета. 300 руб. стоит билет в 1 здание, и 450 руб. – в оба.

«Пушкинскому музею – 100 лет»

Вторая экспозиция разместилась в традиционных выставочных залах, прямо в центре здания. Выставки об отцах-основателях и создании коллекции обычно выходят скучноватыми, любопытными лишь для музейщиков. Но не в случае Пушкинского музея. Он сам по себе – кусок истории страны. Вернее, даже целых трех стран: Российской империи, Советского Союза и нынешнего РФ.

Выставленные старинные фотографии с руками бы оторвали в какой-нибудь профильной галерее. Профессора-энциклопедисты Московского Университета с просветленными лицами среди императорской свиты. Затем советская эра: в залах, где мы привыкли видеть Венеру Милосскую и Аполлона Бельведерского – статуи Ленина и Сталина. На крыльце вместо роденовского «Мыслителя» – «Девушка с веслом». Вроде бы скульптуры, как положено. Но не классика, а сталинизм. Эффект ирреальный.

Наше время: грандиозные планы по расширению ГМИИ, огромный макет замышленного музейного квартала. Причину воплей Архнадзора может оценить любой. Среди классической застройки Волхонки воткнуты стеклянные светящиеся кубы. Вторжение инопланетян планируется, интересно, увенчается ли оно успехом.

Другой пример упражнения в жанре архитектурного макета более внезапен. Это стеклянное здание Государственного музея нового западного искусства, который был создан в 1918 году из коллекций Щукина и Морозова, а в 1948 году закрыт. Коллекции были разодраны надвое: одна половина в ГМИИ, вторую умыкнули в Эрмитаж. Внутри прозрачных комнат на стенах развешены репродукции картин из коллекции. Вещи из Пушкинского музея цветные, петербургские – черно-белые. Разрозненные диптихи, разбитые тематические циклы, разрушенная коллекционерская концепция. Пушкинский музей не упустил возможности еще раз пнуть конкурента.

Выставка вышла любопытной. Документы скомбинированы с настоящими экспонатами невиданной ценности, от древнерусских икон до картин Родченко. За сто лет службы в качестве храма искусства отрапортовались качественно.