В Арт-центр «Ветошный» привезли интерактивное шоу «Гений да Винчи». Судя по его экспонатам, гений Возрождения изобрел все на свете, от велосипеда до подлодки.

Прежде чем привезти выставку в Москву, ее с успехом показали в Петербурге. Аншлаг в обеих столицах предсказуем – во-первых, само имя художника давно стало брендом, во-вторых, устроителям действительно удалось заполнить залы сюрпризами.

Конечно, подлинников здесь нет. Чтобы собрать выставку настоящих работ Леонардо, нужны колоссальные силы и деньги. Только что подобное мероприятие – «Леонардо да Винчи: Художник Миланского двора» – закончилось в лондонской Национальной галерее. Выставка, на которой показывали 9 из 15 сохранившихся работ да Винчи со всего мира, вызвала дикий ажиотаж: с ночи выстраивались огромные очереди, спекулянты продавали билеты, стоившие в кассе 16 фунтов стерлингов, за 400.

В «Ветошном» экспонаты – или фотокопии, или реконструкции. И все они – реквизит игры, в которую играют со зрителями авторы выставки. Игры под девизом «Леонардо да Винчи изобрел абсолютно все на свете».

Группа итальянских ученых и инженеров несколько лет изучала сохранившиеся дневники Леонардо – около 6000 листов заметок и рисунков, исписанных мелким зеркальным почерком. Итогом исследования стала сотня с лишним механизмов, построенных по наброскам этого универсального гения. Причем построенных из материалов, которые были доступны в Италии той эпохи.

Эти модели, похожие на странные игрушки, и представлены на выставке. Большинство можно трогать: нажимать на рычаги, стучать шестеренками, хлопать крыльями. Отрада для детей, которые познают мир, и для пытливых взрослых.

Количество полезных изобретений, которые пришли в голову Леонардо, ошеломляет. Если верить авторам выставки, именно да Винчи изобрел водолазный костюм, спасательный круг, подводную лодку, вертолет, пулемет, шарикоподшипник, прокатныйстан, домкрат, прожектор, подъемный кран и чуть ли не велосипед. Рядом с каждым экспонатом подробное объяснение и копия рисунка Леонардо, на основе которого он спроектирован. Помните инженерные загадки в «Коде да Винчи»? После посещения этой выставки они станут намного нагляднее.

Оставшаяся часть экспозиции посвящена «подноготной» нескольких картин художника. Главный предмет интереса, конечно, «Мона Лиза». Коридор из гигантских фрагментов легендарного портрета гипнотизирует и напоминает повторяющиеся композиции отца поп-арта Энди Уорхола. В 2007 году картину сфотографировали с колоссальным увеличением в 240 мегапикселей, просветили в инфракрасном спектре и отсканировали. Технология позволила увидеть, как выглядела «Мона Лиза», только сойдя с мольберта, а также «снять пожелтевший лак» и показать, как бы портрет выглядел сейчас, если бы реставраторы рискнули его почистить.

Пять секретов «Джоконды»

На стендах экспозиции можно узнать о 25 секретах картины, которые ученым удалось разгадать благодаря исследованию 2007 года. Например, таких:

  • Мона Лиза вовсе не безброва, просто ее брови и ресницы были стерты с картины временем.
  • У нее было более широкое лицо, а знаменитая мерцающая улыбка была подчеркнута гораздо лучше.
  • На лице Моны Лизы не было пятен, которые кое-кто из искусствоведов считал признаками болезни. Это потемневший от времени лак.
  • Рождался портрет довольно мучительно: Леонардо то и дело переписывал положение рук своей модели.
  • Началась картина с пейзажа на заднем плане, лишь потом появилась фигура.