O dolce Napoli

9 декабря – 11 марта

Италия для русского художника XVIII‒XIX веков была чем-то вроде Гоа для сегодняшней творческой интеллигенции – место, куда можно попасть, если повезет, и где всегда можно найти единомышленников с родины. Моду задавала Академия художеств – обладателей Большой золотой медали премировали поездкой на пару лет. Молодой художник отправлялся в «пенсионерскую» поездку, вскоре обещая вернуться, и оставался в Италии лет на двадцать. Сильвестр Щедрин, например, даже так там и умер, впрочем, перед этим успев создать немыслимое количество «Итальянских пейзажей», которые пользовались огромной популярностью. Подолгу там жили великие Орест Кипренский, Карл Брюллов и автор «Явления Христа народу» Александр Иванов – первые два, вдобавок, любили итальянок, а Кипренский даже женился на одной из них.

Италия, в частности жаркий Неаполь и легендарный залив Сорренто, входили в обязательный туристический маршрут путешествующих с образовательной целью знатных молодых людей – туда даже Анна Каренина во время «медового месяца» с Вронским заезжали. Отсюда – огромное количество путевых альбомов, зарисовок, сделанных порой непрофессионалами, исключительно на память. Выставка в рамках уходящего Года Италии посвящена именно такому видению Неаполя, одного из древнейших и колоритных городов страны. Для нее собрали сотню работ из русских, а также италь янских музеев – не только упомянутых выше пенсионеров, но и итальянских художников (кстати, кто на кого влиял – еще вопрос). Помимо картин здесь путевые альбомы, географические карты, макеты кораблей и старинные фотографии.

Валентин Серов. «Линия жизни»

с 15 декабря по 8 апреля 2012 г.

Последний великий портретист Российской империи умер в 1911 году, не успев запечатлеть в своих картинах революционный ужас, который узнают многие художники его поколения. Поэтому работы Серова – это прекрасный, навеки ушедший мир: изящные аристократки в огромных шляпах и в узких платьях стиля модерн, упитанные банкиры в жилетах и с карманными часами, офицеры из пажеского корпуса, небрежная артистическая богема, писатели Серебряного века, дягилевские артисты.

Серова часто нанимали писать за большие суммы заказные портреты. Глупых богатых клиентов он презирал и ненавидел, но картины писал, поэтому портреты выходили порой издевательскими. Они заметно отличаются от душевных и поэтических работ, изображающих его друзей и детей. На новой выставке этот контраст можно понаблюдать воочию. Графика Серова на этой выставке делится на служебные наброски для крупных заказных вещей и «настоящие» завершенные портреты. Разглядывая первые, проникаешь на «кухню» художника: от каких тем в картине маслом он откажется, какие черты лица сгладит, какие жесты выделит. Вторые – готовые шедевры. Серов создает невесомые прозрачные рисунки, в линиях которых трепещет душа великого танцовщика или терзаемого мыслями писателя.

Помимо портретов покажут эскизы к театральным постановкам (без него не обошлись и дягилевские сезоны) и книжные иллюстрации. Поразительно также и разнообразие техник: карандаш, уголь, темпера, сангина, акварель, гравюра.