Вечером 29 сентября в галерее Кирилла Данелия состоялся однодневный показ коллекции драгоценных древнеегипетских амулетов и оберегов.

В небольшом помещении галереи, заставленном статуями Будды, Ганеши и других экзотических богов, разместилось несколько стеклянных витрин с крохотными древнеегипетскими статуэтками и ювелирными украшениями.

Эти каменные и металлические обереги выглядят необыкновенно старинными — и от времени, и от постоянного использования владельцами. Затёртый сердоликовый сфинкс царицы, современник Великих пирамид Гизы, был частью браслета и защищал своего владельца.

Статуэтка богини Таурт в образе беременной самки бегемота была символом материнства, защищающим роженицу от злых чар и порчи. Око Хора — амулет могущественной защиты, символ высшей жертвенности, возрождения, победы над смертью.  Два соколиных пера — амулет в форме короны Шути, символизирующей холмы горизонта, силу богини-матери и двойственность космоса.

Среди самых ценных экспонатов — золотое ожерелье матери царя, созданное на рубеже XX и XIX веков до новой эры. Оно было составлено из маленьких, не больше ногтя, фигурок, каждая из которых символизировала слово охранной надписи, складывающейся из отдельных подвесок в своеобразный ребус. Это скарабей, кисть руки, голова шакала – животного Усерет – богини могущества и силы. Целиком надпись читалась как благопожелание, призывавшее циклическое возрождение, защиту, могущество и ликование сердца. Увы, нескольких частей ожерелья недостает – они находятся в частном собрании за пределами России. Другая любопытная вещь — изогнутый магический жезл из кости гиппопотама, XX в. до н.э., на котором вырезаны охранные рисунки, например, жаба с ножом. Им обводили помещение, в котором находилась роженица или больной, дабы создать невидимую границу между ним и злыми духами ночи.

Один из немногих амулетов, которые не охраняют, а наоборот, могут использоваться для «нападения» — многослойная стеклянная черепаха. После соответствующего ритуала ее клали на начертанное имя врага, после чего его должны были настичь многочисленные напасти. «Как конкретно действует этот амулет? Что нужно сделать, чтобы он заработал?» — настойчиво спрашивал египтолога Виктора Солкина, который прочитал в рамках показа лекцию, один солидный господин в прекрасном костюме.


VashDosug.ru побеседовал с владельцем собрания Кириллом Данелия, известным галеристом, специализирующемся на восточном искусстве, действительным академиком РАХ и сыном легендарного режиссера.

— Коллекция, которую я показываю сегодня в своей галерее, насчитывает более ста предметов, которые связаны с магией и защитой. Это в основном, «доброжелательные» амулеты. Я рад, что у меня набралось достаточное количество вещей, которые можно объединить в тематическую выставку.

Египетские амулеты действительно обладают энергетикой. Пожалуй, некоторые из них такие «сильные», что я предпочитаю их держать в своей галерее, а не дома. Больше всего я люблю богиню Таурт — для меня очень важен культ Матери: я человек основательный, с большой семьей.

Золотое ожерелье царицы — уникальный экспонат музейного уровня. История его приобретения достаточно любопытна. (Впрочем, увлекательных авантюрно-археологических детективов в нашей работе не бывает, в основном это — такие архивно-исторические расследования, детективы научные). Сначала у меня появился один единственный амулет, но после его исследования стало ясно, что он был частью какого-то крупного ансамбля. В коллекции, откуда происходила находка, обнаружились другие части разрозненного ювелирного украшения — причем продавец и не знал, что это такое и продавал золотые части по отдельности. Когда мы собрали вместе все, что могли, оказалось, что это ожерелье царской матери, которое можно «прочесть». С 1954 года этот комплекс вещей находился в США, а теперь привезен к нам.

Безумно интересные предметы — из коллекции арабиста-переводчика О.В. Ковтуновича, который сопровождал Хрущева во время визита к президенту Г.А. Насеру во время строительства Высотной Асуанской плотины. Его собрание — единственная частная коллекция египетского искусства, вывезенная из Египта с разрешения руководства страны в советское время. К сожалению, его наследниками она была распродана по частям, но мне удалось приобрести некоторые из них. Итак, если бы эта скульптура не происходила из такой достопочтенной коллекции, я бы решил, что это — индонезийская работа XII века н.э.: азиатские черты лица, стиль... Однако когда мы стали ее исследовать, оказалось, что это фрагмент древнеегипетской терракотовой статуэтки, но — изображающей индуса. Выяснилось, что в Египте, в знаменитом городе Мемфисе, начиная с IV века до н.э. была достаточно крупная колония приезжих из Индии. Это оказалось для меня полной неожиданностью!

Ковтунович был великолепным ученым и подходил к своему собранию с научной точки зрения. Он вел каталог, на карточках которого не только записывал описание вещи, но и указывал, у какого старьевщика на каком базаре за сколько египетских фунтов приобрел каждый предмет. В 1950-е годы действительно было возможно легально в Египте заниматься собирательством памятников такого высокого уровня. Теперь же и речи об этом нет. Кстати, революционные события этого года в Египте на рынок не особенно повлияли, на мой взгляд. Хотя вандалы, увы, хорошенько пограбили некрополи, особенного наплыва сомнительных предложений на антикварный рынок я, к счастью, не вижу. И, вдобавок, я всегда отслеживаю провенанс, и приобретаю предмет, лишь если он появился на Западе до этих событий.

Коллекция египетских амулетов показывалась в галерее Кирилла Данелия в течении 1 дня.

Иллюстрации:

1. Утка — подвеска ожерелья царской матери. Золото. XX-XIX вв. до н.э.
2. Скарабей — подвеска ожерелья царской матери. Золото. XX-XIX вв. до н.э.
3. Амулет Око бога Хора «Уджат». Фаянс. VII-VI вв. до н.э.
4. Амулет в форме черепахи. Стекло.
5. Кирилл Данелия
6. Амулет в форме Таурт богини-покровительницы рожениц. Фаянс. VI-IV вв. до н.э.
7. Подвески ожерелья царской матери. Золото. 20-19 вв. до н.э.
8. Амулет в форме священного сокола бога Хора. Фаянс. 6-4 вв. до н.э.

Фото: Сергей Куприянов