На этой неделе в Москве в полный рост идет Фестиваль Маяковского.

Собрано искусство «на всех фронтах»: поэзия, визуальное искусство, дизайн. Участники спорят, дискутируют и пытаются выяснить, кто для них поэт — Учитель, Классик, Оппонент или Товарищ. Вот так, не болше, не меньше. В рамках фестиваля в Зверевском центре современного искусства открыта выставка «Шершавым языком. Плакат», которая 19 июля завершится грандиозным Футурбалом.

Плакат эпохи авангарда порождает массу ассоциаций — это и нарисованные на клозетной бумаге афиши первых выступлений русских футуристов, и Окна РОСТа, и фотоколлажи русских конструктивистов. Для Маяковского и многих других работа в лубочно-частушечной манере Окон РОСТа по заказу власти стала началом погружения в «массовое искусство». Плакат 20-х годов был не только агитационным, но и рекламным: совместная работа Маяковского, Родченко и Степановой над циклами для Моссельпрома, Резинотреста, Мосполиграфа — яркое воплощение конструктивистских идей «производственного жанра».

Сегодня плакатный жанр тоже востребован в рекламе, которая сама нередко обращается к эстетике русского авангарда. Сложным взаимоотношениям стилей века прошлого и настоящего и посвящена выставка Зверевского центра. Называя Маяковского человеком-перформансом, который объединяет искусства в одном драматическом образе, организаторы приглашают на Футурбал современных людей-перформансов. Они станут экспонировать самих себя — вне зависимости от того, будут ли они при этом читать стихи, исполнять музыку или совершать другие художественные действия. В Центре соберутся культовые фигуры современного искусства: Анна Альчук, Татьяна Антошина, Николай Байтов, Герман Виноградов, Яша Каждан, Эдуард Кулемин, Светлана Литвак, Владимир Строчков, Владимир Тучков и др.