В мире современного искусства каждый год появляются новые имена, новые интересные работы. Екатерина Чернова подобрала 20 не особо известных в России художников, работы которых были включены в экспозицию лондонской ярмарки искусства «Фриз», проходящей с 17 по 20 февраля в Лос Анджелесе. После швейцарской Art Basel, «Фриз» — важнейшее событие в мире современного искусства. 

В этом году на ярмарку приглашены более сотни галерей со всего мира. В ходе проведения ярмарки была развернута крупная программа, созданная в коллаборации художницы Тани Агиньига и организации BIPOC (Black and Indigenous People of Color). Искусство вновь становится способом объединения людей, налаживания необходимых связей и создания сообщества будущего, в котором не останется места конфликтам. В программу вошли воркшопы и лекции, танцевальные сессии и мастер-классы по керамике. Ядро всех этих событий — недавно открытые и уже состоявшиеся художники мирового арт-рынка. 

1. Тамми Нгуен

Мультимедийная художница, работает в Калифорнии. В центре ее интердисциплинарной практики, в первую очередь, вопросы геополитики. На ярмарке представлены три работы 2022 года, отражающие связи художницы с родным индонезийским островом Куку, куда ее родители бежали из Вьетнама. Насекомые в работах Нгуен символизируют падших ангелов, которые населяют Куку и другие острова беженцев. Тропическая, матричная среда символизирует колониальную систему отношений. 

2. Идрис Хан

«Я пишу, стираю и переписываю». Художник живет и работает в Лондоне. При всей скупости зрелищной составляющей, его работы невероятно эмоциональны. Он исследует то, как воображение с помощью памяти (в том числе телесной) способно соединить абстракцию и фигуративный образ — например, сканированную картину Караваджо или, как в этом случае, множественное стирание и переписывание текста или рисунка. Здесь перцепцию производит ощущение раздраженности, отчаяния от неспособности выразить, нарисовать, написать «как надо». 

3. Шилпа Гупта

Индийская художница, живет и работает в Мумбаи (она одна из ведущих представителей индийского современного искусства). Довольно миниатюрное, по сравнению с другими работами Гупта, произведение без названия или «поэма в бутылке» отличается точностью, резкостью художественного высказывания. В бутылки вложены листы бумаги со словами поэтов, лишенных свободы за свою поэзию. Язык как ключ к политическому контролю, исключающий все лишнее, ненужное с точки зрения идеологии. Поэзия — как послание в бутылке, которое обязательно найдет своего адресата. 

4. Алиция Кваде

«Безудержное сопротивление». Художница живет и работает в Берлине. Исследует структуру реальности и восприятие времени через преломления в нашей повседневной жизни, в действиях, усилиях, желаниях. Практика Кваде основана на широком спектре философских и научных концептов о пространстве и времени. Ее идеи обретают форму в скульптурных объектах, видеоработах и иногда в фотографии. 

5. Памела Фатсимо Санструм

«Мясники». Художница из Ботсваны, работает с живописью, графикой, инсталляцией и анимацией. В своей художественной практике обращается к мифологии, геологии, теориям устройства вселенной. Ее богатый визуальный мир открывает нарративные ландшафты, вулканические формы, субтропические образы, и скользит между репрезентативностью, приземленным миром объектов и фантастическими мирами. 

6. Мария Беррио

Художница колумбийского происхождения, начинала работать как оформитель. Обращается к мировому контексту культурных миграций, к собственному опыту, к утопиям и фольклору, к литературному наследию. В частности, «Озимандия» — это название поэмы Перси Шелли, представляющей осмысление феномена истории: даже самые великие люди и государства станут жертвами забвения. В работе Беррио герой Шелли еще юн — он спокойно лежит на песке и чертит пальцем полукруг, воображая воздушные замки. Со временем он оставит огромный след в истории, но его детские самообманы и мечты о бессмертии со временем рассеются и будут забыты.

7. Роуз Салане

Концептуальная художница, которая в своей практике разворачивает целые спекулятивные исследования предметов — «объектов власти», как она называет их, — найденных в общественных местах. Использует различные методы и метрики, обнаруживает свидетельства личной истории, которые встраиваются в большие культурные нарративы. Она раскрывает множественные связи личной и мировой истории. Во фрагментах серии найденных колец, представленных на ярмарке, художница рассказывает обезличенную историю предмета от лица «интуитивного читателя».

8. Таня Кандиани

Проект «эфемерных монументов» художница впервые  представила на 13 биеннале в Гаване. В основе серии работ — цикл перфомансов. Тела образуют конструкцию, символизирующую идеи солидарности, единства и устойчивости. Это упражнение в доверии и коллективное усилие — если один упадет, рухнет вся система. 

9. Тистер Гейтс

Чикагский художник, он же архивист и куратор. Гейтс работает в формах скульптуры, инсталляции, перформанса, урбанистических проектов, исследует создание культурных сообществ посредством активации социальной вовлеченности, то как появление новых сообществ ведет к политическим и пространственным переменам.

10. Патрик Мартинез

«Труд любви», 2022. Стукко, неон, керамика, акрил, краска из балончика, латекс, фото из семейного архива, светодиодиные лампы. Работы Мартинеза — о социо-культурной определенности, художник стремится сделать видимым «невидимый» труд иммигрантов. 

11. Элайза Дуглас

«Без названия». Художница часто работает в коллаборации с Анной Имхоф (их совместный проект МСИ Гараж представит московской публике этой весной). В основе серии работ Дуглас – печать популярных «картинок» на футболках. Работа встраивается в устойчивую тему китча и общества потребления, которая со времен поп-арта остается востребованной в мире искусства. 

12. Ричард Хьюз

«Бесконечное зеркало» (галерея «Modern Institute», Глазго). В своей практике художник фокусируется на трансформациях времени и пространства, создает ситуации, которые кажутся зрителю незнакомыми, странными. Фраза «This Is Where It’s At» создает своеобразную смысловую воронку: объект, его название и его определение в поле искусства бесконечно отражают и отсылают друг к другу, создавая замкнутую систему. 

13. Камиль Анро

В своих работах художница задает вопрос о том, что значит быть одновременно частным лицом и субъектом вообще, в глобальном смысле, и каковы связи между индивидуальным опытом и макроскопической динамикой. Она создает образы беспокойной среды, наполненной идеалами, правилами, случайными коммуникациями, в которых эфемерные образы пересекаются с текстами. 

14. Джош Смит

Серию живописных полотен, представленных на ярмарке «Фриз», художник начал во время первого масштабного локдауна. Смит запечатлел образы пустынных улиц, подчеркнув тем самым историческую значимость этого эпизода.   

15. Томас Хаусиго

В своих работах Томас использует авангардный подход к изначальному и самому популярному предмету скульптуры — человеческому телу. Художник придает особую значимость отпечаткам, оставленным в процессе создания скульптурного объема. Тот же подход он привносит в живопись, подчеркивая конфликт графики и скульптуры — как замысла и формы.

16. Джейд Фадоютими

«Неразделенные мысли». Художница создает образ неактуализированных, невыраженных, хаотично сталкивающихся идей и переплетенных нейронных связей. Безусловно, это образ, понятный каждому.  

17. Соня Гомез

Художница известна своими абстрактными работами, странными комбинациями найденных материалов, вещей из секондхенда. «Esphello», с португальского «зеркало» — ассамбляж, соединяющий политический и личный контексты. Художница черпает вдохновение из бразильских танцев, а также из сакрального обихода африканской диаспоры. Вторичные объекты в виде шнурков и кисточек, швы и цветовые сочетания образуют динамику, особую хореографию. 

18. Фиона Коннор

Работа раскрывает иной взгляд на процесс распада, износа как накопления истории, следов и шрамов, которые сливаются с объектом. Этот процесс — не порча, а нормальное изменение. Работы Коннор возвращают нас в настоящее, здесь и сейчас, в то же время актуализируя прошлое. Движение между реальными и воображаемым пространствами, встроенными в произведение, держит его в динамическом напряжении. 

19. Гленн Кайно

«Революции» – монументальная скульптура, с помощью которой художник создает образ масштабных акций протеста, таких как Кровавое воскресенье в Ирландии в 1972 году. Конструкция создана из металлических стержней, каждый из которых настроен на воспроизведение определенной музыкальной ноты. Последовательные удары по стержням воспроизводят мелодию песни «Bloody Sunday» группы U2. Скульптура вызывает в воображении устрашающие структуры политического давления, образ барьера, который Кайно превращает в инструмент — произведение дает ход звучанию, а не подавляет его. 

20. Superflex

В завершение — работа известной датской группы Superflex, «The Show Mus Go On». Арт-группа, основанная в 1993 году Бьорнстерном Кристиансеном, Якобом Фенгером и Размусом Нильсеном, фокусируется на природе глобализации и систем власти. Тема этой работы — конец антропоцена; художники иронично встраивают эстетику коммерческой вывески в эту эсхатологию эпохи властвования человека над другими видами. Новая жизнь будет процветать, «шоу» продолжится — с нами или без нас. 


Об авторе:

Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.

Telegram | ВКонтакте


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: