Самое известное направление в русском авангарде – конструктивизм. Именно с конструктивизмом связаны наиболее заметные выставки ноября. Хороший повод разобраться, в чем суть этого стиля и почему в ХХ веке он захватил почти весь мир.
 
В начале 1920-х годов на волне революционного оптимизма в России возник стиль, которому суждено было изменить мир. Его приверженцы отказывались от традиционного восприятия искусства как чего-то «возвышенного» и элитарного. Они считали, что произведения должны быть таким же динамичными, функциональными, логичными и демократичными (без всякого рода аристократического украшательства), как и светлое будущее новых людей. Забегая вперед, скажем, что эти установки предугадали рождение в середине ХХ столетия дизайна, ширпотреба (индустриального искусства) и даже поп-арта.

Впервые сам эпитет «конструктивиты» появился в 1920-х годах для обозначения художников, которые вместо реалистических полотен выставляли геометрические (по большей части трехмерные) композиции. Одна из выставок тех лет под характерным названием «5х5=25» собрала главных светил авангарда. В ней участвовали Александр Веснин, Любовь Попова, Александра Экстер и, наконец, одни из главных идеологов и практиков конструктивизма, супружеская пара – Варвара Степанова и Александр Родченко. Зрители были поражены простотой конструкций. Один из фельетонистов даже придумал повесить рядом с произведениями Родченко следующее объявление: «Принимаю заказы на черные и красные доски от всех советских организаций, заводоуправлений и профсоюзов».

Именно Родченко, сменивший в дальнейшем кисть на фотокамеру, довел формулу стиля до совершенства. В своих снимках он использовал смелые ракурсы и повторяющиеся детали (клетки, рейки, столбы, этажи и тому подобное). С Родченко же связано и развитие очень характерного для конструктивизма жанра – фотоколлажа. Все богатство родченковских открытий можно оценить на масштабной выставка «Фотография – искусство» в Центральном Манеже

Возникнув в мастерских и галереях художников, конструктивизм захватил архитектуру. Знаковым произведением в этом стиле можно считать «Памятник III Интернационалу» (1919-20 г.г.) Владимира Татлина - макет этой трехуровневой так и не построенной башни сейчас можно увидеть в Третьяковке на Крымском валу. В Москве в 1920-30 годы построено немало конструктивистких шедевров, ради которых знающие люди со всего света специально едут в Россию. Например, Клуб имени Русакова на Стромынской площади или клуб «Каучук» на Плющихе.

Как раз в архитектурно-дизайнерской версии авангардный стиль стал всемирно известен. Его смелые геометрические поиски оказали огромное влияние на европейских и американских художников. Так во второй половине ХХ века появился «неоконструктивизм». С этим явлением знакомит выставка, только что открывшаяся в Музее современного искусства на Петровке. Экспозицию «Европейский неоконструктивизм. 1930-2000» составили произведения знаменитых художников беспредметного искусства: Сони Делоне, Макса Била, Милана Добеша, Джетулио Альвиани и других – более 30 авторов из 15 стран.