Звезды первого ряда и неожиданные премьеры: VI Большой фестиваль РНО обещает стать главным событием открывающегося сезона.

Трепетный лирик Михаил Плетнев не напрасно любит скорость и риск: в сентябре, пока коллеги раскачиваются после отпусков, он представляет главное событие сезона — Большой фестиваль Российского национального оркестра. В этом году он проходит в шестой раз и, вопреки опасениям реалистов, снова демонстрирует экстра-уровень. На фестивале опять много жанров, отличных музыкантов и идей.
Главный акцент в афише сейчас сделан на концертные исполнения опер. Это опять перфекционизм Михаила Плетнева: во-первых, знаменитому оркестру незачем претендовать на чужую театральную грядку. Во-вторых, именно в концертном исполнении, без прекрасных — или ужасных — театральных решений музыкальные достоинства оперы видны в чистом виде. «Майской ночью» Римского-Корсакова (в Москве есть только в репертуаре МАМТа) маэстро дирижирует сам, есть шанс расслышать наконец непростые живописные переливы партитуры. Затем во второй раз гостем Большого фестиваля РНО станет «россиниевский гуру» — знаменитый итальянский маэстро Альберто Дзедда. Вообще-то, чем бы он ни дирижировал, все благо, но вместо ожидаемых популярных названий Дзедда представит блистательно отсутствующую в наших театрах оперу Россини «Танкред» — будет нам сразу и раритет, и эталон. Под занавес фестиваля припасен «Верди-гала», где РНО исполнит обожаемые публикой (да что там, и музыкантами тоже) фрагменты, увертюры и даже балетные интермедии знаменитых вердиевских опер, а вокальные сцены украсит своим сопрано мировая звезда Людмила Монастырская.
По части знаменитых имен фестиваль не ограничится оперой. В концертах заняты певцы первого ряда мировой табели о рангах, чьи гастрольные графики по ряду причин обидно редко включают Россию: блистательное сопрано Ольга Перетятько, два меццо, Оксана Волкова и Патрисия Бардон, в голосе которой при желании можно расслышать бойкий ирландский шик. Для «чистых» меломанов — ценителей симфонической и инструментальной музыки — приготовлены шедевры самой тонкой выделки. Уже первый концерт настраивает на романтический лад, не говоря о том, что это крайне редкие в российском обиходе опусы: будут увертюра к опере «Геновева» и Первая, «Весенняя», симфония Роберта Шумана, солировать в концерте до мажор Моцарта собирается сам маэстро Плетнев. Следующий фестивальный вечер любопытен авторством Плетнева-композитора: модный Максим Рысанов солирует в его Концерте для альта с оркестром, а после классической Голубой рапсодии для фортепиано с оркестром Гершвина (здесь тоже знаменитость, македонец Симон Трпчески) оркестр исполнит «Джаз-сюиту» Плетнева. Обещает стать хитом сезона Паганини-гала 26 сентября: виртуозный Концерт для скрипки с оркестром возьмет на себя Иван Почекин, а дальше ждите мировую премьеру. Британский гитарист и композитор Стивен Госс специально для этого вечера сделал оркестровую транскрипцию Большой сонаты Ля-мажор Паганини, солировать в ней будет затеявший эту историю самый известный российский гитарист Артем Дервоед.
Серьезный музыкальный фест вряд ли нужно увязывать с немузыкальной жизнью, но его качество и степень участия идеолога маэстро Плетнева напоминают: вопрекизм честной работы — лучший способ выживания при любых обстоятельствах.