Сложите славу «стадионных теноров» — Паваротти, Доминго, Каррераса, вычтите из нее знойный популизм с пальбой глазами, умножьте на безупречный стиль и манеры красавца-мужчины эпохи сапиосексуалов — и вы получите примерный облик Йонаса Кауфмана. Примерный, потому что ко всему тому он еще отлично поет. Накануне первого сольного концерта в Москве мировая суперзвезда дал эксклюзивное интервью «ВД».

По тону разговора в Йонасе Кауфмане никак не заподозришь мегазвезду и тенора № 1. Слушателям можно посоветовать только  одно: пробивайтесь в зал как угодно. Если вы уже поклонник, будет вам счастье, а если еще нет, будет счастье тем более. В предоставленной «ВД» программе есть арии Хозе из «Кармен» и Вертера, остальное — Россини, Пуччини, Понкьелли и Верди. Получайте удовольствие!


— Вы говорили, что после участия в проекте «Дмитрий Хворостовский и друзья» в Москве пять лет назад у вас родилась пара идей. Нынешний концерт — их воплощение?
— Тот концерт был славным и доставил много радости, да и аудитория была фантастическая. После него у нас действительно были планы, но из-за моего плотного графика приезд в Москву оказалсяне таким скорым, как тогда казалось.
— Только что я слушала спетых вами Дона Карлоса в Зальцбурге и Дика Джонсона-Рамиреса в «Девушке с Запада» в Вене. Оба были исполнены блестяще, так что осталось загадкой, кто из них вам ближе — идеалист и романтик Дон Карлос или разбойник Рамирес?
— А я не считаю Рамиреса разбойником. Он не так уж плох, это вообще хороший парень, которого угораздило расти в криминальной среде. Если бы в его детстве было что-нибудь похожее на нынешнюю «систему» в Венесуэле, уверен, из него бы вырос музыкант (знаменитая «система» — социаль-
ный проект, сеть музыкальных учебных заведений для детей из неблагополучных семей. — Прим. «ВД»). Ведь на самом деле он такой же романтический любовник, как все тенора Пуччини. И насколько разные эти герои, настолько мне интереснее их представлять. Симпатизирую обоим и очень стараюсь, чтобы и аудитория испыты валате же чувства.
— Вы записали свежий диск «Валькирии» с международной командой певцов и маэстро Гергиевым. Как складывалась эта работа? Будет ли продолжение?
— Работать с Валерием Гергиевым было большим удовольствием, никогда не забуду волшебный звук, извлекаемый им из блестящего оркестра в прелюдии к первому акту «Валькирий». Пение с ним очень вдохновляет, и я счастлив, что наша запись получила несколько призов, и ее так хорошо приняли — и критика, и публика. Что касается продолжения — хотите знать, буду ли я петь Зигфрида? Планов пока нет, но через пару лет обращайтесь ко мне снова с тем же вопросом.
— Что вы думаете о недавнем скандале с бас-баритоном Евгением Никитиным, не допущенным на фестиваль в Байройте из-за тату-свастики на груди, — как уроженец Мюнхена и, конечно, как коллега господина Никитина?
— Этот вопрос сильно заряжен эмоциями, и мне кажется, надо учитывать эмоции с обеих сторон. Если иметь в виду политическую историю Байройтского фестиваля, понятно, что на случившееся все реагируют очень болезненно. С другой стороны, я считаю, что каждый имеющий грехи молодости человек достоин не суда, а второго шанса. В конце концов Евгений — один из выдающихся баритонов нашего времени.
— Русская оперная команда во главе с маэстро Гергиевым в этом году открывала новый сезон в Метрополитен. Что это — новый русский тренд?
— Я так не думаю, международное музыкальное поле всегда обогащали великие русские артисты. Вспомните хотя бы знаменитых музыкантов и певцов, своими записями и выступлениями диктовавших международные стандарты: Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Елена Образцова, Владимир Атлантов. И это лишь некоторые, не говоря уже про знаменитый русский балет.
— А вам никогда не хотелось исполнять русские оперы? Например, Германа из «Пиковой дамы»?
— Вообще-то Герман у меня записан в wish list, вы правы, он ведь один из самых интересных персонажей в опере, и все русские коллеги твердят мне о красоте текста. Но, знаете, для меня просто необходимо каждую секунду знать, о чем именно я пою, чтобы передать каждый оттенок текста и музыки. Потому, прежде чем думать об исполнении этой партии, я должен найти время и силы выучить русский язык. В этом причина, почему я еще не пою на концертах русские арии.
— Ваш концерт в Москве, как и участие в Зальцбургском фестивале и множестве других оперных проектов, поддерживает Rolex. Давно ли вы сотрудничаете, и что дает такое содружество артисту?
— Под опекой Rolex я уже несколько лет и по этому поводу испытываю только гордость. Компания очень многое делает для поддержки искусства, и всякий раз среди людей из Rolex я чувствую себя в окружении поклонников музыки и оперы. Они и сами художники в своей области — создают красивые часы и восторгаются их совершенством.