Концертный зал им. П.И. Чайковского, 19 сентября в 19:00

Клаудио Аббадо во главе Оркестра Люцернского фестиваля с единственным концертом в Москве.


Фото: архив журнала

Маэстро Аббадо даром что урожденный неаполитанец. За пультом он выглядит сумрачно, к публике оборачивается со сдержанной миной, словно бы выражающей «похлопали — и будет». Мэтр из породы последних могикан, даже намеком не готовых заигрывать с публикой. Но эти несовместимые с современным оркестровым паблисити манеры ничуть не мешают его обожать. Потому что взамен кокетливой приятности Клаудио Аббадо готов нести залу открытые эмоции и едва сдерживаемый пафос, а это в наш суррогатный век дорогого стоит. В конце прошлого сезона своим максимализмом он удивлял Москву вместе с Чикагским симфоническим оркестром, и тогда казалось, что, раз уж случился парад планет, теперь-то маэстро пожалует к нам нескоро. А вот он — сюрприз. Один из первых аккордов филармонического сезона по-настоящему впечатляет: маэстро Клаудио Аббадо стоит у пульта Оркестра Люцернского фестиваля.

Казалось бы, у маэстро Аббадо достаточно славы: 15 лет он возглавлял знаменитый оперный театр Ла Скала, был художественным руководителем Венской оперы, 13 лет держался на посту главного дирижера Берлинских филармоников, Лондонского, Венского филармонических оркестров. Но дирижеры обычно харизматики. Именно Аббадо вместе с Михаэлем Хефлигером почти десять лет назад воссоздали бренд Люцернского оркестра. Они реанимировали некогда знаменитую акцию 1938 года: тогда великий Артуро Тосканини впервые собрал элитную группу музыкантов для своего легендарного Concert de Gala на фестивале в Люцерне. Ныне ядро оркестра составляют примерно 45 музыкантов Малеровского камерного оркестра и к ним регулярно присоединяются европейские знаменитости. Нормальная практика — камерные программы наряду с крупными фестивальными, а ведь игра в малых составах всегда музыкантский гамбургский счет. Принято считать, что в этом и кроется секрет слаженной игры большого состава оркестра: музыканты в камерном исполнительстве так привыкают внимательно слушать друг друга, что и в расширенном составе автоматически хранят эту привычку. Так достигается их фирменная прозрачность звучания.

Разумеется, оркестр желанный гость на любых сценах и охотно гастролирует. Почетный шлейф «оркестра солистов» обязывает не только к живым выступлениям, но и к регулярным записям. Например, последний по времени диск с 9-й симфонией Малера заработал престижные награды Diapason d’Or и International Classical Music Award.

Что касается афиши московских гастролей, на единственном концерте «сборная Люцерна» представит многоумную Первую симфонию Брукнера и образец классической гармонии, Концерт № 17 для фортепиано с оркестром Моцарта. Тут стоит сказать несколько слов о солистке: мало известная у нас португальская пианистка Мария Жоао Пиреш взлетела на пианистический Олимп в 1970 году, выиграв первую премию на конкурсе имени Бетховена в Брюсселе. С тех пор она играла со всеми без исключения знаменитыми оркестрами мира и крепко держит марку «старой школы». То, что пианистка добралась до российской сцены только сейчас, — исключительно причуды гастрольных графиков, поскольку Пиреш по сей день остается лучшей в своем поколении.