В Доме музыки готовится необычное действо. Органиста Екатерина Мельникова и пианист Юрий Берестенников решили «подмочить репутацию» короля инструментов — органа и устроить с его помощью шоу «Музыка на воде».


Среди исполнителей классической музыки есть энтузиасты, которые пытаются донести вечное и прекрасное до пресловутых «широких народных масс». Это вызывает у ценителей-снобов высокомерную ухмылку, и напрасно. Привлекают публику такие артисты не только современными аранжировками. Они без ложной скромности перенимают весь арсенал шоу-бизнеса. Содержание от таких «шуршащих оберток» порой страдает, но некоторые опыты оказываются весьма удачными.

Больше всего среди исполнителей осовремененной классики оперных певцов. Этого жанра не гнушались и самые знаменитые — , , , . Молодое поколение не отстает: шведская дива Малена Эрнман в 2009 году даже рискнула представить свою страну на «Евровидении» в Москве, а уроженка Краснодара и обитательница Вены то и дело фигурирует в «поп-солянках».

С инструментальной классикой дела обстоят похуже. Разве что вездесущая британская скрипачка Ванесса Мэй собирает полные залы по всему миру со своими технообработками нетленок. Но слыханное ли дело — органное шоу, причем с инструментом не электронным, а духовым?

Выпускница Московской консерватории, окончившая аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне, Екатерина Мельникова три года служила главным органистом кафедрального костела на Малой Грузинской. Она могла бы продолжать академическую карьеру и без экспериментов, но такой расклад пытливой органистке оказался неинтересен. Артистка стала первой, кто совместил органное звучание с новейшими технологиями. Ее выступления называют «органными перформансами»: она использует сотни вариантов звуковых сочетаний, которые игнорируют другие исполнители, а в свои программы включает самые неожиданные произведения, вплоть до танго и романсов. Порой и вовсе поступает как заправский диджей — делает миксы из разных композиций, разбавляет их собственными импровизациями.

Афиши «Музыки на воде» козыряют терминами «гиперпространство», «визуальные и световые эффекты» и даже «саунд-дизайн». Кому-то покажется, что вся эта мишура только мешает восприятию — но куда теперь без зрелищности. Хотя ММДМ — это не цирк на проспекте Вернадского, и настоящее водное представление тут никак не организуешь. Поэтому «вода», заявленная в названии шоу, будет присутствовать не в виде струй или фонтанов, а в виде проекций и инсталляций.

Вместе с Екатериной Мельниковой программу концерта придумал Юрий Берестенников — он стал режиссером шоу. Для своей программы музыканты выбрали классические и современные хиты, тем или иным образом касающиеся водной стихии. Прозвучат мелодии знаменитых кинокомпозиторов: Эннио Морриконе, Ханса Циммера, Яна Тирсена. Обещана, в частности, музыка из «Пиратов Карибского моря» и «Амели». Не обойдется и без признанных классиков. Прозвучат, например, композиции «Весна» на музыку Вивальди и Дунаевского, «Лебединое озеро» на музыку Чайковского и Сен-Санса, «На прекрасном голубом Дунае» Штрауса и «Ледовое побоище» Прокофьева.

Кстати, именно орган в Светлановском зале Дома музыки как никакой другой подходит для воплощения самых смелых затей. Этот грандиозный инструмент сделали немецкие мастера специально для установки в Доме музыки. Его высота — 14 м, а вес — без малого 30 тонн. В нем 84 регистра, среди которых есть такие редко встречающиеся, как россиньоль (птичьи голоса) и клошет (колокольчики), а басы могут издавать звуки на октаву ниже контрабаса. Специалисты величают его образцом «большого» органного стиля ХХI века и заявляют, что аналогов ему по техническим и звуковым качествам в России нет. Почему бы и не поэкспериментировать?

Московский международный дом музыки, 14 июля в 19.00