В любимом многими туристами городе на берегу Черного моря прошел ежегодный Зимний фестиваль искусств под руководством маэстро Юрия Башмета. По традиции, в масштабной программе объединились концерты камерной и симфонической музыки, театральные и танцевальные спектакли, сольные выступления, которые звучали в Зимнем театре и в зале Органной и камерной музыки сочинской филармонии. Параллельно с основными событиями можно было посетить мероприятия образовательной программы лекции о менеджменте, школу журналистики, мастер-классы инструментального и вокального департамента. Почти две недели Сочи охватила культурная лихорадка: на концертах фестиваля царили аншлаги, артистов встречали как дорогих гостей. В этом году состав участников впечатлял как никогда: Теодор Курентзис, Вадим Репин, Светлана Захарова, Денис Мацуев, Евгений Миронов, Елизавета Боярская, Сергей Гармаш…Эти две недели стали единым большим праздником искусства, который в очередной раз подчеркнул важность и необходимость проведения фестиваля. Надежда Травина посетила заключительные концерты этого музыкального марафона и делится впечатлениями.

Одним из главных событий Зимнего фестиваля искусств стал приезд дирижера Теодора Курентзиса и его оркестра musicAeterna. Маэстро уже выступал в Сочи в олимпийском 2014 году, но в гости к Юрию Башмету зашел лишь впервые, что, несомненно, подогревало интерес публики — вот это коллаборация! В Зимнем театре musicAeterna исполнили уже ставшую для них знаковой программу симфонической музыки Чайковского — симфонические увертюры «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта» и «Итальянское каприччио». Сказать, что слушатели устроили артистам овацию — это ничего не сказать: зал ревел, как на рок-концерте, аплодируя стоя после каждого номера и долго не отпуская их со сцены. И было от чего восхищаться! Начнем с того, что музыкантам было непросто преодолевать сложные акустические условия театра, явно не приспособленного для присущей коллективу полноты и силы звучания. Пожалуй, впервые у Курентзиса скрипачи, альтисты и духовики не стояли, а сидели — возможно, это решение было необходимо для соблюдения идеального акустического баланса. Впрочем, несмотря ни на что, musicAeterna выступили, как всегда, блестяще. Теодор Курентзис выстроил драматургию симфонических увертюр Чайковского на предельных темповых, динамических и образных контрастах. Лирические красивейшие средние части — рассказ Франчески с соло кларнета и тема любви Ромео и Джульетты — обрамлялись «бурей и натиском» крайних частей, а в «Итальянском каприччио» народные танцы словно кружились в венецианском карнавале. На бис musicAeterna подарили Элегию из «Серенады для струнного оркестра» Петра Ильича — философско-меланхоличное размышление композитора о бренности жизни, поставившее многоточие в этом концерте.

Сразу три театральных спектакля ожидало публику под занавес фестиваля. Первый — это «Евгений Онегин» режиссера Марины Брусникиной, фактически читка пушкинского романа в стихах в сопровождении Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Актеры Евгений Миронов и Елизавета Боярская примерили на себя роли рассказчиков этой бессмертной истории, не потерявшей своей актуальности и сегодня. «Здесь мысли Пушкина о своем возрасте, смерти, любви, очень много юмора», — считает Миронов, бессменный участник проектов Юрия Башмета. По логике, в спектакле должны были прозвучать фрагменты из «Евгения Онегина» Чайковского, но режиссер предложила интересное и неожиданное решение. Монологи актеров чередовались с музыкой Рахманинова, Хачатуряна, Мусоргского, Свиридова, знаменитого «Адажио» из «Щелкунчика» Чайковского, и эта «подборка» оказалась уместной, словно подытоживала сказанное, являлась неким продолжением пушкинской мысли. Второй и третий спектакли были показаны на так называемом Детском дне. «Метель» — постановка Малого театра — познакомила школьников с одной из повестей Белкина: актеры (Василий Бочкарев, Игорь Петренко, Мари Марк и Константин Юдаев) доносили пушкинский текст с невероятной экспрессией и выразительностью, а звучание музыки Свиридова усиливало атмосферу действия (в оркестровой яме расположился также Всероссийский юношеский симфонический оркестр). И, наконец, третий спектакль в Сочи привезли творческое актерское объединение «Оперение» — талантливые подростки, которых под свое крыло взял Фонд Константина Хабенского. Ребята на манер рэп-баттла разыграли сценки из школьной жизни, описанные в книге-комиксе Алексея Алейникова. «Соня-9» — это история о девочке из 9 класса, которая готовится к ЕГЭ (здесь почему-то ОГЭ), мечтает, взрослеет со своими друзьями, которые переживают опыт первой любви, рассуждают на тему бесполезности школьных предметов и даже задумываются о суициде. Юных актеров публика приняла с восторгом —перечисленные выше темы, заявленные в спектакле, не отпугнули ни детей, ни родителей.

Отдельный вечер Зимнего фестиваля был посвящен…индийским танцам. На сцене Зимнего театра выступила знаменитая танцовщица Адити Мангалдас, пропагандирующая танцевальное направление «катхак». Вместе со своей труппой она представила спектакль «Неизведанные моря» — синтез национальной музыки и хореографии. На сцене разворачивалась настоящая магия, некий ритуал, совершаемый здесь и сейчас: монотонное звучание повторяемой мелодии (как в живом исполнении, так и под фонограмму), пластичные движения рук и ног танцовщиков в колоритных одеждах, световая концепция спектакля — это было поистине завораживающее действие.

Гала-концерт закрытия Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи словно подводил итог этому грандиозному марафону. По сложившейся фестивальной традиции, маэстро и Всероссийский юношеский симфонический оркестр исполнили сочинение современного композитора, написанное специально для данного вечера. В этом году право услышать свою музыку в Зимнем театре получила молодая осетинская композитор Эльсана Габараева, победившая в конкурсе организаторов — Русского концертного агентства. В ее пьесе с поэтичным символистским названием «Осень моей весны» обращала на себя внимание колористическая оркестровка в духе импрессионизма, особенно, в крайних частях, которые ассоциировались со звучанием колыбельной; средний эпизод автор построила на фольклорной танцевальной теме, явно отдавая дань уважения своим корням. В другом «экзотическом» сочинении, исполненном на концерте-закрытии, музыканты из Китая Люн Ка Лок и  Квок Чун Хей познакомили с необычными китайскими инструментами — пипой (струнный щипковый) и дизой (подобие флейты-пикколо). Их дуэт создал неповторимую атмосферу в пьесе китайского композитора Чжии Вана, гармонично сочетался со звучанием оркестра. Но главным хедлайнером вечера стал бессменный любимец публики — Денис Мацуев. Пианист сначала уверенно-непоколебимо исполнил Первый концерт Чайковского, а затем, в четыре руки с маэстро Башметом — джазовые импровизации на тему песни «Подмосковные вечера».  Вернее, было бы уместнее сказать «сочинские», несомненно, подаривших за эти фестивальные дни так много ярких и незабываемых впечатлений.