В Москве расцвела мода на живые квесты. Это такие игры в реальности, в которых тебя, как правило, запирают в каком-то помещении, а потом надо с помощью найденных предметов и смекалки выбраться наружу. Но недавно появился абсолютно новый формат квестов — перформансы. В них помимо обычных людей участвуют актеры. Редакция «ВД» сходила на страшный перформанс «Коллекционер», созданный компанией «Клаустрофобия Перформанс». Действие происходит в логове маньяка.

— Скажите, а меня будут трогать?

— Не могу ответить.

— А я должна буду что-нибудь трогать? Ну там пауков, скорпионов?

— Тоже не могу ответить.

— Ну а хотя бы я смогу моментально выйти из игры, если станет очень страшно?

— А как вы тогда напишете статью?

Девушка Валерия, администратор «Коллекционера», даже и не пыталась меня успокоить. Скорее наоборот. После телефонного разговора стало еще неуютнее. Итак, перед началом игры было известно, что там по сюжету дело происходит в логове маньяка (будет много крови, ножей, топоров и отрезанных органов) , что на голову мне наденут мешок и будет темно (прочитала отзывы), что в перформансе будут присутствовать актеры, которые что-то будут со мной делать, ну и что при всем этом я должна буду что-то найти, чтобы оттуда выбраться.

Дня за три-четыре до игры началась паника. На сайте «Коллекционера» написано, что не допускаются люди, страдающие паническими атаками. Уже ясно, что одна на эту игру я вряд ли пойду. Начала названивать друзьям и писать сообщения в соцсетях. Первой позвонила подруге, которая через два месяца эмигрирует в Америку. Подруга прочитала описание перформанса и сказала, что ни за что на свете она туда не пойдет, потому что нервная система дороже. Известный журналист, который у себя на районе, на Сходненской, разгуливает по ночам в артистических костюмах и брюках-дудочках, сказал, что не любит стрессы. Главный редактор сайта vashdosug.ru сначала согласилась, но потом, переспав ночь с мыслью о «Коллекционере», наотрез отказалась. Зато главный редактор журнала «Ваш досуг» и его приятель с телевидения оказались единственными по-настоящему смелыми. Нас стало трое, хотя на игру допускается от одного до четырех человек. Забегая вперед скажу: одному на такую игру лучше не ходить, это действительно чревато.

В назначенный день, бодря себя натянутыми шуточками про то, кого убьют первым, мы нашли указанный дом на Поварской — старинный особняк. Позвонили в ворота и оказались в подвале, где было оборудовано что-то вроде ресепшна. Одна из дверей была заляпана кровью. Стало ясно — нам туда. Приветливая девушка угостила чаем и шоколадками и провела инструктаж: ведите себя, как в жизни, но постарайтесь не сильно ломать мебель. Если станет совсем невмоготу, садитесь на пол, поднимайте руки вверх и кричите: «Стоп, игра!» Поднять руки захотелось сразу после этих слов.

Спутники мои держались по-светски, вели беседу о каких-то выставках и презентациях. Потом нам всем на голову надели мешки и куда-то повели. Наученные кинематографом, мы договорились ни при каких условиях не разделяться. Увы, этот вариант сразу отпал. Как, впрочем, и светские манеры. Как только люди оказываются в полной темноте, при этом кто-то неизвестный в этой темноте тоже имеется — тут у самых светских и видавших виды нервы не выдерживают. Есть полароидный снимок, сделанный как раз в этот момент. Вспышка высветила интеллигентные, но при этом вытянутые лица. Глаза у всех были широко распахнуты. Таких перcонажей в фильмах ужасов принято поедать первыми.

Собственно, вся игра и сделана с таким расчетом, чтобы игроки почувствовали себя персонажами триллера. Отменные декорации, отличные звуковые эффекты и даже запах. Ведро с кровавыми ошметками, в котором в каком-то момент потребовалось рыться, пахло не сильно свежим мясом. Еще отчего-то пахло старыми книгами. Наверное, в жилище маньяка так и должно быть. Зато санузел ничем не пах, спасибо создателям игры, ведь по нему приходилось пробираться в весьма скомканной позе. Как рассказали нам потом, для создания запаха используются специальные отдушки для собак и прочие химсредства. И мясо там не натуральное. Хотя это было уже и не важно.

Надо сказать, что погружение в реальность «Коллекционера» происходит очень быстро. Вот только что ты рассказывал другу про выставку в Музее современного искусства, а через пять минут с выпученными глазами раскидывешь чужую, выпачканную чем-то неприятным одежду, и на всякий случай запираешь дверь, потому что оттуда слышатся шорохи. Потом ты кладешь в карман столовый нож, опять же на всякий случай — вдруг тебе сделают больно. И думаешь, как бы действительно его не применить.

Но не все так плохо. Азарт в какой-то момент так захватывает, что почти перестаешь бояться. Автор этих строк вместо того, чтобы честно сказать «Стоп, игра!», пошла за всеми в длинный и абсолоютно темный коридор. И только несколько раз истошно заорала, услышав подле себя чьи-то тяжелые шаги. Ну а дальше было еще веселее. «Жалко, что здесь нельзя сделать селфи», — сказал друг с телевидения в одной из наиболее убедительных локаций. Увы, рассказывать, что было дальше, мы не имеем право — пропадет интрига. Скажем только, что когда мы наконец выбрались наружу, у нас в руках были самые неожиданные предметы. У меня, к примеру, столовый нож, испачканный свежей землей и кровью. Перформанс закончился неожиданно и мы его, похоже, прошли. Конечно, с подсказками.

За ходом игры следит оператор с помощью видеокамер. Если он видит, что игроки тормозят, посылает им подсказки. Без этих подсказок мы бы так и зависли в районе санузла. Иногда оператору приходится наблюдать совсем уж абсурдные действия игроков. Так, одна команда решила открывать двери с помощью мертвичины, положенной в ведро. «Очень интересно, что было у них в головах!» — удивляется администратор.

«Коллекционер» — перформанс компании «Клаустрофобия Перформанс». Это дочерняя компании знаменитой «Клаустрофобии», и как раз специализируется на перформансах. Цель таких игр — не разгадывание головоломок, а эмоции. В «Коллекционере» главная задача даже не выбраться, а элементарно спастись от маньяка и постараться не сильно повредиться в уме. А повороты игры зависят от действий игроков. Меня до сих пор тревожит вопрос: если бы мы не заперли ту дверь, а попытались бы через нее выйти — что бы произошло? Прямо хоть иди и проходи заново. Кстати, для тех, кто уже прошел «Коллекционера», есть еще одно приятное развлечение — дарить перформанс друзьям, а потом с чашечкой чая наблюдать на мониторах за их беспомощными действиями.

Пройти перформанс можно в любое время суток. «Хотя, конечно, — рассказывает нам администратор, — лучше всего приходить ночью. Так погружение интенсивнее. Потому что если прийти днем, свежая поездка в метро может смазать впечатления». Стоит такая игра 8000—12000 рублей на команду.

Первые квесты в реальности появились в Будапеште в 2006 году, после того как увлечение компьютерными играми формата «Выход из комнаты» повально охватило весь мир. Газета The Guargian даже написала, что для огромного числа туристов эти квесты стали основной целью посещения города. Сейчас квест-компании существуют чуть ли не в каждом европейском и азиатском мегаполисе. Интересно, что задания для игр придумываются под определенный менталитет. Так, азиатам не по душе сложные головоломки, им нравится просто искать ключи. По сравнению с западными квестами, квесты «Клаустрофобии» богаче и разнообразнее. Здесь не жалеют денег на антураж, и ни одна загадка не повторяется. Как считают основатели «Клаустрофобии», увлечение живыми квестами напоминает увлечение боулингом в 90-е. Играют все категории граждан — братки, депутаты, интеллигенты, семьи с детьми. Один депутат, говорят, выбил тяжелую дверь в попытках выбраться наружу. А одна девушка проходила «Коллекционера» в одиночку. С тех пор ее не видели.

Клаустрофобия Перформанс (55532)
Вы можете изменить этот текст

Другие живые квесты в Москве

Escape Game. ­Классический «выход из комнаты». Пока сюжетов всего два: «Офис после корпоратива» и «Пила» по мотивам знаменитого фильма.

Escape Game (55536)
Вы можете изменить этот текст

QuestoriaКомандные игры, напоминающие «Мафию». Игроки сидят за столом, общаются, плетут интриги и строят козни, в зависимости от своей роли.

Квестория (53932)
Вы можете изменить этот текст

Hinthunt. Игра на 3—5 человек. Нужно найти ключ, спрятанный в комнате. На данный момент доступен сюжет «Офис лондонского детектива 70-х годов».

Hinthunt (55538)
Вы можете изменить этот текст

Tru Exit. Квесты в стиле «Выход из комнаты». Помимо безобидных вроде «Общага», «Банк», «Тюрьма», есть некое подобие страшилок «Морг», «Комната страха», «Комната пыток».

Tru Exit (55539)
Вы можете изменить этот текст

Lost RoomsЕще одна «комнатная» компания, предлагающая квесты с сюжетами про маньяков, зомби, алхимиков и детективов.

Lost Rooms (55540)
Вы можете изменить этот текст