Казанский вокзал и Мавзолей, гостиница «Москва» и Большой Москворецкий мост — все это строил один и тот же человек, архитектор Щусев. Его творения стали самыми узнаваемыми символами столицы.

Мавзолей

Красная площадь


«Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», — говорил Алексей Викторович Щусев. Он пробовал себя в самых разных стилях и жанрах, добиваясь соответствия архитектурных форм окружающей среде, духу времени и тем задачам, которые перед ним ставились.

Конечно, это самое известное здание советской эпохи. И если разговоры о выносе тела Ленина периодически возникают с новой силой (как в очередной раз с подачи «единоросса» Медынцева), то вопрос художественной ценности самого здания давно решен.

Сначала мавзолей был деревянным. Щусев построил его в срочном порядке, ко дню похорон Ленина 27 января 1924 года. Но очень скоро тело решено было сохранить для всеобщего обозрения, и для этих целей понадобилась более долговечная усыпальница. Объявили конкурс на лучший проект,но поскольку достойных претендентов не оказалось, на помощь призвали Щусева. И архитектор повторил свой деревянный вариант — уже в камне (работы завершились в 1930 году).

Здание, которое одновременно является и гробницей, и трибуной, по форме напоминает древнейшую египетскую пирамиду Джосера. Специалисты отмечали, что этим проектом Щусев составил серьезную конкуренцию авангардистам, а некоторые критики даже говорят о влиянии на архитектора Казимира Малевича. Интерьер мавзолея решен в лучших традициях стиля модерн. Крупные квадраты красного и черного гранита, строгость геометрических форм, красные знамена на черном фоне в орнаменте фриза — все это производит большое впечатление на посетителей. Мавзолей пока еще открыт, его можно посетить в любой день, кроме понедельника, пятницы и воскресенья, с 10.00 до 13.00.

Кстати, первый саркофаг вождя — в виде большого кристалла — сделал другой замечательный мастер, Константин Мельников. Для обоих архитекторов работа над проектом Мавзолея сыграла роль охранной грамоты: репрессии, к счастью, обошли их стороной.


Марфо-Мариинская обитель

Ул. Большая Ордынка, 34


Интересно, что карьера Алексея Викторовича Щусева, построившего усыпальницу для главного безбожника Страны Советов, началась с возведения церквей. К 1908 году, когда стартовало строительство московской Марфо-Мариинской обители, за плечами Щусева уже, к примеру, был храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Большая Ордынка и сейчас не самая шумная улица столицы, а в те годы это вообще был тихий и уютный уголок Замоскворечья. После того как от бомбы, брошенной террористом Каляевым, погиб московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, его жена Елизавета Федоровна (внучка английской королевы Виктории и сестра последней русской императрицы Александры Федоровны) купила здесь усадьбу и основала Марфо-Мариинскую обитель. При обители работали больница и аптека, бесплатная столовая, был устроен приют, читались разного рода просветительские лекции, велись беседы. Это был необычный монастырь — сестры могли прийти сюда на какой-то определенный срок, а затем покинуть обитель и вести светский образ жизни, например, выйти замуж.

По приглашению Елизаветы Федоровны Щусев построил здесь целый комплекс церковных зданий в неорусском стиле. Главный храм обители, уже в те годы признанный шедевром, — Покровский собор — хорошо виден сразу же от входных ворот, даже сквозь ажурную деревянную ограду. Это такая модерновая интерпретация древнерусской архитектуры — с асимметрией форм и деталей. В 1926-м обитель была закрыта, после войны ее помещения долгое время занимал реставрационный центр Грабаря. Сейчас она действует снова — по уставу, утвержденному Елизаветой Федоровной. Посетить Покровский собор можно свободно в любой день.


Казанский вокзал

Комсомольская пл., 2


В дорожной суете, торопясь на поезд до Питера или на электричку до Малаховки, мы не особо присматриваемся к силуэтам Комсомольской площади, которую давно пора бы переименовать в площадь Трех вокзалов. На самом деле каждый из вокзалов достоин особого внимания, но нас сейчас прежде всего интересует Казанский — еще одно детище Щусева. Проектом Казанского вокзала (его возведение началось в 1913-м и длилось почти 30 лет) архитектор гордился настолько, что в советский период даже подписывался как «производитель работ» на этой стройке.

Сооружение, выполненное также в неорусском стиле, украшает высокая красная ступенчатая башня, которую нередко сравнивают с башней Сююмбике Казанского Кремля. Во время работы над проектом Щусев действительно посылал своих помощников на обмеры и зарисовки в старые волжские города, вплоть до Астрахани. А наружное оформление вокзала — белокаменный декор на стенах красного кирпича — напоминало о московском барокко XVII века. Расписывать залы пригласили таких блистательных художников, как Билибин, Кустодиев, Рерих, Бенуа, Лансере. Увы, вскоре началась Первая мировая, затем подоспела революция, и многое из задуманного так и не было осуществлено. Тем не менее и сейчас интерьеры Казанского способны впечатлить не только рядового пассажира: в мае прошлого года в залах вокзала знаменитый Жан-Поль Готье устроил показ своей новой коллекции.

В конце 1920-х к вокзальным зданиям Щусев пристроил Центральный Дом культуры железнодорожников, решенный в том же стиле. А уже после войны, в 1952 году, по соседству открылась "Комсомольская"-кольцевая — один из последних проектов Щусева. Она традиционно попадает в мировые рейтинги самых красивых станций метро. Будете на "Комсомольской«-кольцевой — обратите внимание. Наверняка вы уже привыкли и не замечаете всей этой красоты.


Наркомзем

Садовая-Спасская ул., 11/1


Здание Наркомата земледелия (1927–1933) занимает целый квартал, это огромный комплекс с внутренним двором в форме трапеции. Над его проектированием Щусев работал вместе с сотрудниками своей мастерской, так что в принципе Наркомзем можно считать произведением коллективным.

Монументальное асимметричное рыжее здание со скругленными углами, окнами в виде сплошных горизонтальных лент и квадратными часами до сих пор «главенствует» на этом отрезке Садового кольца. Затмить Наркомзем не удалось ни зданию Центросоюза (1936), возведенному неподалеку (Мясницкая ул., 39) по проекту великого Ле Корбюзье, ни наземному вестибюлю станции метро «Красные Ворота» (1935) — в виде уникальной «ракушки». Ни даже высотке у «Красных Ворот» (1950-е). Не говоря уже о чудовищной современной застройке проспекта Академика Сахарова.

Любопытно, что здание было напичкано техническими новшествами — в том числе постоянно движущимися лифтами-патерностерами, которые работают по сей день. Так лифты называли не потому, что пассажиры в испуге бормотали «Отче наш» (pater noster), а потому, что непрерывная цепь кабинок напоминает четки. Кабинки открыты — люди забегают в них и выходят на нужных этажах.

Сейчас здание по-прежнему занимает структура, ведающая сельским хозяйством, — Минсельхоз.


Гостиница «Москва»

Ул. Охотный Ряд


Это здание тоже известно всему миру — его силуэт украшает главный экспортный российский продукт — водку «Столичную». В советские годы был популярен анекдот: якобы Сталину дали на подпись чертеж с двумя вариантами фасада гостиницы, но он поставил подпись посередине. Само собой, уточнять никто не решился, поэтому здание было построено с асимметричным фасадом. Впрочем, для творческой манеры Щусева всегда была характерна асимметрия. К этому проекту он подключился не сразу. Первоначально его разрабатывали молодые архитекторы Савельев и Стапран. Но их вариант был признан чересчур конструктивистским и плохо вписывающимся в окружающую среду. Тогда в соавторы они призвали Щусева, который сделал «Москву» более декоративной: добавил восьмиколонный портик, аркады в центре и башенки по бокам. Тем не менее между архитекторами возник конфликт, в открытом письме в «Правду» Савельев и Стапран обвиняли Щусева в перехвате инициативы и изменениях в проекте. Эта акция чуть не «потопила» Щусева — он на год был отстранен от всех работ.

Но сегодня все эти страсти давно забыты, да и той «Москвы» уже не существует. Историческое здание, с его богатым внутренним убранством, утрачено навсегда и сохранилось лишь на пленке кинофильмов. Современное «воссоздание» гостиницы — неудачная попытка построить очередной «Диснейленд» типа Царицынского или Коломенского дворцов. А ведь не так давно это было отличное место, чтобы селить иностранных друзей в двух шагах от Кремля.