Классик французского абсурдизма Бертран Блие («Вальсирующие», «Слишком красивая для тебя») снял лучший свой фильм за последние годы. «Сколько ты стоишь?» – спрашивает главный герой у шикарной парижской проститутки. Но она бесценна. И потому, что «шлюха» для нее – это не профессия, а состояние души. И потому, что играет ее Моника Белуччи – самая роскошная кинодива современной Европы.

Когда смотришь на Монику Белуччи, в голове спонтанно возникают две киноассоциации. Первая – Изабель Аджани, на которую прекрасная итальянка похожа тонкой лепкой лица. Вторая – Софи Лорен с ее избыточной, бьющей через край женственностью. Статуарная красавица с лицом эльфа, неожиданно пластичная, надменная и трогательная одновременно. Взирающая на мир с высоты своего баскетбольного по меркам кино роста (1,79 см) и 11-сантиметровых шпилек.
Моника любит розы, черный цвет и мечтает стать скульптором. Ее считают за честь пригласить в свои картины классики мирового кино. В ней сочетается все – и женщина-вамп, и верная жена, и нежная мать. Критики наперебой поют дифирамбы таланту и красоте актрисы.
«Я умоляю вас, не надо делать из меня эталон, – просит она журналистов. – Я обычная женщина со своими недостатками, вполне приземленная. Кстати, я ношу обувь 10 размера (44 по российской шкале). И в старости с гораздо большим удовольствием буду смотреть на внуков, чем перебирать собственные фотографии. А красота… Что ж, это как болезнь: если подождать, то она обязательно пройдет».
Впрочем, Монику не стоит подозревать в детской непосредственности. Она человек закрытый, и публике о ней известно намного меньше, чем об иных знаменитых представителях кинобизнеса.

Реализм по-итальянски
«В месте, где я выросла, нет такого понятия, как privacy, – сказала как-то актриса. – И потому сегодня я так ценю возможность закрыться от посторонних взглядов». Родители Моники, владелец маленькой экспедиторской фирмы Паскуале и домохозяйка Брунелла, жили в маленькой деревушке Читта ди Кастелло под Перуджей. Вот уж где действительно не принято прятаться от соседей. Ведь это – центральная Италия. Ее особый бытовой уклад, экспансивность жителей и традиции многолюдных шумных застолий не раз воспеты национальным кинематографом. «Там в порядке вещей идти по улице и слышать, как мужчины свистят, а женщины судачат тебе вслед».
«У меня замечательная семья, и я очень люблю своих родителей», – не устает повторять в каждом интервью примерная итальянская дочь. Но Моника умалчивает о том, что заставило ее покинуть родные края, едва ей стукнуло 18. Официальная версия гласит: уехала в Рим учиться юриспруденции. Денег катастрофически не хватало, и юная провинциалка решила подработать в модельном агентстве. Не известно также, что сказали папа с мамой, когда дочка оставила учебу ради фэшн-бизнеса. Тем не менее, факт остается фактом: в 1988 году двадцатичетырехлетняя модель переезжает в Милан – столицу мировой моды.

Красота по-итальянски
За два года Моника сделала головокружительную карьеру в качестве модели. Достаточно сказать, что за это время Белуччи побывала на обложке журнала Elle, стала лицом Dolce & Gabbana и дважды (!) снялась для календаря Pirelli (издания, в котором появляются 12 общепризнанных красавиц). Но она мечтала о большем, чем быть всего лишь бессловесной вешалкой для одежды. Ее влекло кино. Впрочем, не ее одну: попытать счастья перед камерой попробовали тогда и другие топ-модели, например Летиция Каста и Инес Састр.
По официальной версии считается, что фотография обворожительной итальянки на обложке журнала привлекла внимание брата Фрэнсиса Форда Копполы. После чего юную модель пригласили в эпизод «Дракулы», давший старт ее блистательной карьере. На самом деле все было куда прозаичнее. Моника обучалась актерскому мастерству и к тому времени уже сыграла в телесериале «Жизнь с детьми», кинокартине «Бандиты: любовь и свобода» и еще в двух малоизвестных фильмах. Так что Коппола не вывел ее из безвестности: он просто открыл Монику Голливуду, а Голливуд Монике.
Однако Америка не торопилась признавать Монику Белуччи своей. Зато об актрисе заговорили во Франции. Возможно, там интерес к ней подогревало ее внешнее сходство со знаменитой Изабель Аджани. После триумфа ленты «Квартира» (1999), за которую Моника была номинирована на премию «Сезар» (французский аналог «Оскара») в категории «Лучшая молодая актриса», предложения посыпались одно за другим. Следующий период актерской карьеры Белуччи отмечен яркими работами в картинах европейских режиссеров: «Каким ты меня хочешь», «Доберман», «Средиземноморки», «Банда неудачников», «Как рыбка без воды», «Фрэнк Спадон: исповедь карманника». Очередной визит в Голливуд Моника нанесла ради съемок в фильме «Под подозрением», где выступила в роли жены героя Джина Хэкмэна. Затем стали появляться все более громкие проекты с ее участием – «Братство волка», «Малена». В 2000 году итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе решил, что ему срочно надо снять задуманный двенадцать лет назад фильм. Наконец-то появилась актриса, способная воплотить на экране драматический образ молодой вдовы, ставшей жертвой необузданного вожделения, жестокой ревности и зависти. «Малена должна быть именно такой, – говорил Джузеппе. – Посмотрите на нее, и вы все сразу поймете».
Моника была рада сняться в родной Италии. Несмотря на то, что за границей ее карьера развивалась успешнее, чем на родине, она всегда считала себя не французской, а итальянской актрисой. Ее идеалами были и остаются Джина Лоллобриджида, Софи Лорен и Клаудиа Кардинале. «Итальянские актрисы всегда кажутся более зрелыми, чем француженки, и не стесняются быть таковыми. Мне это нравится, – признается Моника. – У них женственные фигуры, на их лицах можно прочесть чувства, страдания. Сильвана Мангано в давней картине «Горький рис» выглядит так, будто у нее за плечами целая жизнь, а ведь ей тогда было всего 18 лет! Это гораздо интереснее, чем шарм француженок, не имеющих возраста».

Триумф по-итальянски
Утвердившись в арт-проектах, Моника смогла позволить себе небольшую передышку и принять участие в коммерческом хите «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра». Здесь она предстала в образе соблазнительной и своенравной египетской царицы. Но Белуччи не была бы собой, если бы следующий фильм не разбил все устоявшиеся представления о ней как об актрисе.
Гаспар Ноэ – известный enfant terrible французского кино – родился в итальянской семье в Нью-Йорке, прожил до 11 лет в Буэнос-Айресе и в 1973 году окончательно перебрался во Францию. В 2001-ом он приступил к съемкам своего второго полнометражного фильма «Необратимость». Первая же сцена – невыносимо натуралистичное 11-минутное изнасилование героини Белуччи – повергла зрителей в шок.
Моника утверждает, что «Необратимость» позволила ей изменить мнение критиков о ее способностях. «Я начала сниматься во Франции в 1996 году, – говорит она. – После «Квартиры» меня записали в романтические героини. Я не жалуюсь – мне повезло работать со многими замечательными режиссерами, но они видели во мне не живого человека, а женщину-мечту. А здесь у меня появилась возможность сыграть реальную женщину – до нее можно дотронуться, ее можно даже уничтожить! Кажется, что до сих пор я была манекеном в красивой витрине, а Гаспар взял камень и разбил стекло вдребезги».

Семья по-итальянски
Как только фильм был закончен, Моника вылетела в Австралию на съемки второй серии знаменитой «Матрицы». «О, это совсем не похоже на работу с Гаспаром, – вспоминала она. – «Матрица» была легкой приятной прогулкой в компании с Киану Ривзом, которого я знаю еще со времен «Дракулы».
В Австралии актриса познакомилась с Мелом Гибсоном, как раз работавшим над сценарием картины об Иисусе Христе. Обольстительная итальянка настолько потрясла его воображение, что он немедленно предложил ей роль Марии Магдалины. Скандальность ленты лишь добавила Белуччи известности за океаном.
Впрочем, скандалы в частной жизни – совершенно не в характере Моники. Вот уже 10 лет для нее существует лишь один мужчина – ее муж актер Венсан Кассель. Их роман протекал на виду у всей Франции во время съемок «Квартиры» (из-за этой любви Моника рассталась с первым супругом Николя Фарроном). Актриса никогда не давала повода для сплетен – пара Белуччи – Кассель считается образцовой в мире кино, а рождение в 2004 году дочери Дивы лишь укрепило этот союз. По стилю работы они очень разные: Венсан обожает репетировать, Моника предпочитает спонтанность. Но время от времени они с удовольствием играют вместе.
«Она ежедневно окрыляет меня», – признается Кассель. «Он будет возбуждать и вдохновлять меня всегда», – вторит ему Белуччи. Сегодня Монике 40, но она по-прежнему блистательна. Не случайно Терри Гиллиам предложил ей сыграть королеву в картине «Братья Гримм», а Бертран Блие увидел Белуччи в образе красавицы проститутки – объекта коллективного мужского вожделения. Но сама актриса относится к своей внешности философски. Она не боится показаться страшной на экране, ее не пугают возрастные роли да и старение вообще.
«Я думаю, что человек вместе с возрастными ролями получает тот жизненный опыт, которого у него еще не было. Я взрослею, меняюсь и буду меняться. И мое тело тоже будет меняться. Эти перемены неизбежны. Их надо просто принимать, – размышляет она. – Да и вообще, красота – это как мощный «Феррари». Какой в нем смысл без хорошего водителя?..»

Фильм «Сколько ты стоишь?» с Моникой Белуччи вы можете увидеть в кинотеатрах с 6 июля

Моника Белуччи
Родилась 30 сентября 1968 года в итальянской провинции Умбрия. Дебютировала в кино в 1990 году. До этого несколько лет работала фотомоделью.
Снялась в фильмах:

  • «Дракула» (1992)
  • «Квартира» (1996)
  • «Доберман» (1997)
  • «Малена» (2000)
  • «Необратимость» (2002)
  • «Матрица: перезагрузка» (2003)
  • «Страсти Христовы» (2004)
  • «Братья Гримм» (2005)
  • «Сколько ты стоишь?» (2006) и др.

Штрихи к портрету
Любимые фильмы: «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной» Федерико Феллини
Настольная книга: роман Патрисии Альбер «Жизнь Тины Модотти»
Любимые художники: Матисс, Ван Гог, Модильяни, Пикассо
Любимый напиток: прохладное белое вино.