В прокат выходит фильм «Август», одну из ролей в котором сыграл самый без преувеличения модный сегодня актер — Бенедикт Камбербэтч. «ВД» собрал высказывания остроумного англичанина, сделанные им по разным поводам.

О своей фамилии

Камбербэтч — звучит, словно кто-то пукнул, не так ли? Странная допотопная фамилия, которую никто не сможет даже выговорить. Когда я только начинал как актер, то взял псевдоним Карлтон,  мама даже не возражала. Но однажды обмолвился кому-то из коллег, как меня зовут на самом деле, и услышал: «Это же великолепно! Это имя — то, что будет выделять тебя среди других актеров».


Бенедикт Тимоти Карлтон Камбербэтч появился на свет 19 июля 1976 года в Лондоне, в родовитой семье (в царствование королевы Виктории его прадед был генконсулом в Турции). Учился в привилегированных школах для мальчиков, в частности в Хэрроу, где увлекся регби, живописью и актерством. После школы год преподавал английский в одном из тибетских монастырей, затем поступил на актерское отделение Манчестерского университета. В 2004-м сыграл знаменитого астрофизика в байопике «Хокинг» — эта была его первая заметная роль. А в 2010-м вышел первый сезон «Шерлока», благодаря которому Камбербэтч стал всемирно знаменитым.


О «Шерлоке»

Не всем выпадает везение быть причастным к столь остроумному проекту. Мне остается только наслаждаться этой гимнастикой для ума и тела.

О роли в «Боевом коне»

Есть такая стандартная актерская шутка. «Чем вы займетесь, когда закончите съемки в этом фильме?» — «Ну, если не позвонит с предложением , отправлюсь в деревню на каникулы». И вот не прошло и недели, как я сказал это, — звонит Спилберг. Такие моменты не забываешь — от неожиданности я вывалился из кресла. Что, как понимаете, отнюдь не способствует конным прогулкам.

О карьере

Мне грех жаловаться на карьеру. Но главная моя амбиция – играть персонажей, максимально далеких от моего собственного я. Кто бы это ни был — злодей-мутант в комиксовом триллере («Стартрек: Возмездие». — прим. ред.) или сыщик. Мне очень нравится карьера Гэри Олдмана: ему как никому удается такой подход. Хотелось бы, чтобы я всегда мог сыграть что-то неожиданное, рискованное, идущее вразрез с модой.

О , партнерше по «Августу»

Я спросил, как она справляется со сложностью характера своей героини. И она ответила: «Не знаю. У меня нет никакого метода. С каждой новой ролью все происходит по-новому». И я подумал: «Боже, какое облегчение услышать это от нее. Все эти разговоры об актерском методе, о технике — бред собачий». Мне порой говорят: «Вы так техничны». Но требуется больше чем техника, чтобы вдохнуть в своего героя жизнь. Кстати, я очень многому научился, наблюдая Мэрил со стороны. Можно сказать, я использовал дедуктивный метод, как Шерлок.

О том, каково оказаться в заложниках

Я тогда понял, что в этот мир мы приходим — как и покидаем его — в одиночку. И это заставило меня стремиться к тому, чтобы сделать свою жизнь нескучной (Камбербэтч попал в плен в Южной Африке в 2005 году, во время съемок мини-сериала «Путешествие на край земли» — Прим. ред. )

Об актерстве

Несмотря на все старания и перевоплощения, ты все равно остаешься самим собой. Нельзя сбросить собственную кожу, отказаться от своей сути. Важнее всех перевоплощений умение почувствовать настоящий момент. Когда не беспокоишься ни о парике, ни о спецэффектах, ни о диалогах, ни об акценте, ни о моральной ответственности — просто когда погружаешься в переживание текущего момента, именно тогда роль получается лучше всего. Но, конечно, приходится поработать, прежде чем все это отпустить — и пережить эти нечастые и неожиданные моменты свободы, когда чувствуешь себя совершенно свободным от всякого самоконтроля.


Камбербэтч имеет необычный голос (по чьему-то остроумному выражению, «словно ягуар забрался в виолончель») и необычный цвет глаз (у актера гетерохромия — разного цвета радужки). Фанат экстремальных видов спорта: дайвинга, горных лыж, мотогонок, воздухоплавания. До сих пор занимается рисованием и часто жертвует свои скетчи на благотворительность.


О роли в фильме «Стартрек: Возмездие»

На самом деле я не верю в добро и зло. Не верю в героев и злодеев. Мой герой ведет себя так, как ведет, потому что у него есть веские мотивы. Но если есть террорист, то есть и борец за свободу. Тот факт, что мой персонаж — темное отражение Кирка: та же монета, только другая ее сторона, и делает его интересным.

Об актерской фортуне

Это как у спортсмена, который вдруг поймал игру. Ты можешь даже не осознавать, почему это произошло. Это драгоценное состояние, которое трудно поймать. Да его и не надо ловить. Потому что в ту минуту, когда ты пытаешься его повторить, ты оживляешь призрак прошлого, вместо того чтобы развиваться

О прессе

Что в моей профессии хуже всего? Ну разумеется журналисты. Только вы этого не пишите, ага?