Полтора увлекательных часа бескомпромиссного насилия — удовольствие чисто мужское и немного постыдное, каким, вероятно, много веков назад было наблюдение за особо кровавыми боями гладиаторов.

В фильме «Рейд» играют актеры из Индонезии

Расположенный в центре Джакарты 30-этажный небоскреб — одна из главных и при этом наиболее труднодоступных городских достопримечательностей. Здание принадлежит крупнейшему в регионе наркоторговцу, сочетает в себе функции укомплектованной камерами видео-наблюдения крепости, героиновой лаборатории и общежития для малоимущих. Практически все жильцы, от стариков до детей, при этом хорошо вооружены и за свою густонаселенную «воронью слободку» стоят горой. Однажды поутру в дом проникает отряд спецназовцев и тихонько зачищает пять этажей. В какой-то момент бойцы недостаточно быстро отреагируют на прошмыгнувшего в коридоре постреленка. Немедленно активируются самодельно-посконные системы сигнализации, дом превратится в западню, а охотники в жертв.

Одного из героев дожидается дома беременная жена, в коридорах небоскреба он повстречает родного брата, а главный злодей совершенно не парится по поводу ветхозаветных предрассудков вроде «копов убивать нельзя», и не без оснований. Но все незамысловатые драматургические нюансы в данном случае есть не более чем чисто бутафорские виньетки ложной сути, и идти на это кино за душевными переживаниями следует в последнюю очередь. В своем предыдущем проекте «Мерантау» британец еще как-то парился по поводу того, что насилие в кадре непременно должно быть мотивированно (юный мастер единоборств вступался за честь униженных и оскорбленных), однако в новом фильме он от этих излишеств счастливо избавляется.

Кино смотрится как расширенный ремейк 10-минутной финальной пороховой сцены в «Лице со шрамом». Часть героев снабжается оружием и целью добраться до 15 этажа (где квартирует наркобарон). Другая часть (большая) — обязана не позволить им этого сделать. Все прочие сценарные изыски — от лукавого. В первые полчаса в ход в товарных количествах идут пули. В дальнейшем (после того, как наиболее идейный герой справедливо замечает, что в банальном огнестрельном убийстве врага есть что-то неправильное, куда честнее обходиться собственными ресурсами) используются исключительно руки, ноги и зубы.

Снимая в Индонезии с бюджетом в $1 млн, Эванс вдохновляется мясистыми восточными боевиками 1970-1980-х. Причем обскакивает на этом жанровом поле и учителей (в плане кровавости «Рейд» рядом с «Большим переполохом в маленьком Токио» — как некий апокалиптический мясокомбинат по сравнению со скромным прилавком раздельщика кроликов на рынке). И, скажем, раннего , который вышел из той же гонконгской шинели, но пропустил костоломную эстетику через постмодернистские хихоньки да хахоньки. Эванс подходит к делу с серьезностью, которая заразительна, предлагая вашему вниманию сугубо мужскую (и необыкновенно, без дураков, увлекательную) сонату, сыгранную на сломанных позвоночниках, свернутых шеях и вырванных кадыках. Подобная бескопромиссность, дефицитная в наше травоядное время, подкупила и критиков и продюсеров, которые предложили режиссеру сделать голливудский ремейк. Тот от этого аппетитного предложения отказался и взялся за «Рейд 2», что опять-таки характеризует человека наилучшим образом, с каким можно ходить в разведку боем.