Бедный студент Петр пытается вытянуть из своего скупого отца деньги на житье-бытье. Студент противный, отец тоже, мать и младшая сестра совсем отвратные. Короче, паноптикум. Что, впрочем, для Муратовой традиционно. Дальше хуже. Студент уходит из дома и оказывается в церкви, где в режиме реального времени совершается обряд венчания – оперный певец женится на богатой вдовушке.

Присутствие в храме актеров труппы «Маски-шоу» превращает обряд в фарс. Хотя подразумевается, что происходящее должно быть очень трагичным – по церкви бродит призрак Татьяны Репиной, экс-невесты певца, покончившей с собой…

Где-то в самой основе картины лежат два малоизвестных произведения Чехова – рассказ «Тяжелые люди» и неоконченная пьеса «Татьяна Репина». Но это вовсе не значит, что фильм подходит для централизованного похода в кино школьников. От писателя здесь остался в лучшем случае голый скелет.

«Мотивы» – фильм для Муратовой программный: здесь присутствуют все фирменные режиссерские «примочки» типа постоянных рефренов ситуаций и диалогов-монологов, нарочитая неестественность актерской игры, трагедия, соседствующая с бесбашенной клоунадой.

Критики давно сошлись во мнении: о Кире Муратовой или хорошо, или никак. Говорить плохо об оплоте авторского кинематографа, о единственной женщине-режиссере, чей гений сравним с гениями Сокурова и Германа, – моветон. Это все равно что признаться: «Ни фига я в искусстве кино не понимаю». И критики Муратову любят – она дает им почву для размышления и возможность писать умные вещи.

Другое дело – зритель. Никакой человек, воспринимающий кино как развлечение, на «Чеховские мотивы» не пойдет чисто интуитивно. А если случайно окажется в зале, то уйдет после первой же сцены, в которой дети спорят, что строится у них во дворе, сарай или магазин: «Нет, сарай» – «Нет, магазин». И так 15 минут...