17 июля в Переделкино открывается новый музей. «Ваш досуг» поговорил с его хозяином и создателем Евгением Евтушенко.

Евгений Александрович, когда приходить на открытие?
Планируем открыть музей 17 июля в полдень. Хотя еще есть некоторые недоделки.

Как ваш музей будет выглядеть?
О, я вам расскажу! Я дарю городу не только коллекцию картин! Я отрезал кусок земли от дачи, которая является моей частной собственностью, отделил его забором и построил на этом участке двухэтажный дом площадью около тысячи квадратных метров. В первом зале музея выставлено триста моих фотографий. Я объездил 96 стран, а потому материала предостаточно. Самое лучшее – то, что я люблю сам, – сибирские фотографии. Когда в Италии делали мою фотовыставку, соединили портреты итальянских партизан с моими фотографиями сибирских вдов – получилось потрясающе! Люди плакали.

Известно, что однажды вы отказались принять картину из рук самого Пикассо, поскольку вам не нравилась его манера изображать женщин. А как обстоит дело с живописью в вашем музее?
Под иностранную живопись отведен зал. Будет там и Пикассо, и Фернан Леже, Марк Шагал, Жорж Брак… Полотно Макса Эрнста, работ которого вообще нет ни в одном музее России! И все это подарки… Я никогда не смог бы купить такие сокровища. Мне дарили их люди из уважения к России. Живопись – своеобразное сюрреалистическое лоскутное одеяло моей жизни.

Собрание русских мастеров так же представительно?
У меня самая большая коллекция работ Олега Целкова – 10 картин маслом. Есть подборка гениального, недооцененного у нас Александра Бибина из Павлодара, картины Михаила Шемякина. Множество работ малоизвестных замечательных художников – например Сергей Моисеенко из города Братска, мое открытие, я им горжусь. В общей сложности сто двадцать картин.

Прежде всего вы поэт. Наверное, литературным экспонатам отведено в музее особое место?
Да, все они размещены на втором этаже. Здесь и первые издания моих редких книг, и мои фотографии с Робертом Кеннеди, с Пабло Пикассо, с Робертом Фростом… Самые разные артефакты, уникальные афиши и даже… трость Марка Твена! Это подарок от одной семьи, близко дружившей с писателем. Есть автограф Бориса Пастернака – напутствие на книге, которую он подарил мне в 1959 году, и автографы других наших русских писателей. Кстати, многие из них теперь пренебрежительно употребляют мое имя в плюрале – «эти Евтушенки», а ведь когда-то они писали добрые слова на своих книгах, подаренных мне. Я очень рад, что к музеям Булата Окуджавы, Корнея Чуковского и Бориса Пастернака, которые находятся тут же, в Переделкино, прибавится и мой. Я боялся негативного мнения директоров вышеперечисленных музеев. Но им моя затея очень понравилась, а Оля, вдова Булата, поцеловала меня и сказала: «Я очень горжусь тобой, Женя!» Она – женщина довольно резкая, и если ей что-то не нравится, прямо говорит об этом. Ее напутствие было для меня важно, а ее поцелуй я считаю благословляющим приветом от самого Булата. С нетерпением жду открытия. А 18 июля, в день моего рождения, у меня состоится концерт в Политехническом. Приедет замечательная труппа из Старого Оскола, гениально поставившая спектакль по моим стихам. Это в очередной раз показывает мощь провинции, у которой есть чему поучиться нашим зазнавшимся светилам.

Новых книг от вас когда ждать?
Я сейчас работаю над пятитомной антологией «10 веков русской поэзии». И, между прочим, на днях выйдет первый том. В него включена поэзия с XI по XVIII век, заканчивается том рождением Пушкина.