В клубе Ikra впервые выступит австрийская группа Soap & Skin — звезды «поколения 3D». У московских меломанов есть шанс услышать психофолк новейшей генерации, который уже покорил сцены Европы.

Загадочная австрийская готик-дива Аня Плашг, скрывающаяся под «мыльным» псевдонимом, принадлежит к совершенно новой и пока малочисленной когорте музыкантов, которую называют «новыми рок-мистиками». Ане всего 19, и 16 из них она провела в глухой деревушке в Альпах. Днем работала на ферме, а вечерами читала английские готические романы, разучивала Шопена на старинном пианино и слушала своих предшественниц на ниве женской психоделики — от Патти Смит до Пи Джей Харви. Трудно поверить, но эта девушка — абсолютная самоучка. Даже общеобразовательную школу она посещала от случая к случаю, а музыкальную грамоту и премудрости электронных записывающих программ освоила на дому под руководством старшего брата. Может быть, поэтому в ее творениях столько искренности. Даже когда Аня пытается подражать Шинейд О’Коннор, у нее выходят ни на что не похожие загробные колыбельные. А когда записывает современную альпийскую балладу, то пугает слушателя наложенными на электронный бит потусторонними вздохами и всхлипами.

По ту сторону фолка
Аню одинаково часто сравнивают с Бьорк и с Марлен Дитрих. И это нормально для артистки, живущей вне времени и считающей себя гражданкой свободной Европы. Провинциалы всех стран стремятся к покорению столиц, и фройляйн Плашг не исключение. В неполные 17 лет, без всяких связей и даже без навыков жизни в большом городе она записала и выпустила в Вене два сингла на компиляции-миньоне Empfiehlt!, после которых критики впервые заговорили о новом фолк-чуде. А в прошлом году у Ани вышел дебютный альбом Lovetune For Vacuum — неожиданно зрелый, потусторонний, полный подводных звуковых камней. Критики встретили его комплиментами вроде «беспросветный мрак, прекрасный и манящий» и «этот голос — плач фантома-ангела».

Откуда возникло название Soap & Skin («мыло и кожа»)? Тут целая цепь ассоциаций — чистота, чувственность, недолговечная пена. И, кстати, не последняя из них — то, что мыло используется не только для гигиенических процедур, но и при казни через повешение. Видимо, читанные в детстве книги сестер Бронте с их роковыми страстями накрепко засели в подсознании девушки.

Колокольчики в формате 3D
Считается, что музыкальная культура развивается по спирали и на каждом витке лишь повторяет уже бывшие когда-то в моде жанры. Жестокие и замогильно красивые песни Soap & Skin стилистически можно отнести к психофолку и ранней, еще не испорченной коммерцией готике. Такой музыкой заслушивались меломаны в Европе начала 80-х.

Но Аня — дитя нового века и не упускает возможности использовать передовые саунд-технологии. При всем минимализме аранжировок (это может быть лишь ее знаменитое пианино, вывезенное из родной деревни в студию, плюс альпийские колокольчики) по мощи звучания Soap & Skin перекрывает иной симфонический оркестр.

Новейшие достижения Аня использует и на живых концертах. Так что от шоу в Ikr’е можно ожидать и 3D-технологий, и специально снятого видеоряда для усиления эффекта присутствия. Будет еще неизменное строгое черное платье фолк-дивы — дань уважения великой Марлен.

Кто знает, может, благодаря этой хрупкой девушке мы вступаем в новую музыкальную эпоху. Когда будет наконец сломана угрюмая тенденция привозить в столицу выживших из ума героев хард-рока и бесконечную «Дискотеку 80-х». И мы будем слушать тех, кому внимает вся просвещенная Европа.

17 апреля, клуб Ikra, начало в 21.00