«Еще в детстве родители плакали от радости, когда впервые услышали какой у меня голос!», - вспоминает примадонна Лора Клейкомб. Виртуозным лирическим колоратурным сопрано, хорошо известным оперным гурманам во всем мире, можно насладиться 29 января в Большом зале консерватории. Лора  выступит в одной из своих коронных партий – в заглавной роли в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Перед премьерой с ней побеседовал корреспондент ВД.
 
Как Вы обнаружили у себя голос? Это произошло случайно, как у многих певцов, или Вы изначально знали, что будете петь?
Пением я занималась с детства, как и тысячи других американских детей – выступая в хоре. Когда мне было 13 или 14 лет, мне дали небольшое соло – это был последний концерт в небольшом турне, которое было организовано для нашего детского хора. Тогда я вдруг увидела в зале родителей – у них в руках были носовые платки. Они настолько не ожидали, что у меня такой голос, что прослезились (Смеется). После этого было решено, что я буду брать уроки вокала. Любопытно, что моя мама, по профессии – учительница фортепиано, незадолго до этого решила переквалифицироваться в агента по недвижимости – таким образом передала «эстафетную палочку» на музыкальном поприще мне.  
 
Ваша карьера развивалась легко, или это был путь «через тернии к звездам»?
Это были годы тяжелой изматывающей работы. Если кто-то из певцов скажет Вам, что с первых шагов у него было легко и приятно – не верьте, так не бывает. Уже когда Вы достигаете определенного мастерства, вас замечают важные люди в оперном бизнесе. Но всегда нужно помнить одну вещь и быть к ней морально готовым: вы не можете угодить абсолютно всем, и обязательно найдется кто-то, кто скажет «нет, мне не нравится ее голос». Все предпочтения в вокале – глубоко индивидуальны.
 
Лора КлейкомбВаш репертуар охватывает четыре столетия – от раннего барокко до сочинений ныне здравствующих авторов. Вам трудно переключаться с одного стиля на другой?
Петь сегодня Генделя, завтра Стравинского, а послезавтра Верди для меня не составляет больших трудностей, так как вы не перестраиваете свой голос каждый раз, а скорее, перестраиваете свое сознание. Последним же я занималась особенно усердно. Для оперных менеджеров. Конечно, гораздо удобней классифицировать певцов по той музыке, которую они поют – этот для барокко, тот – для бельканто, но я твердо решила, что буду петь то, что хочу я, а не то, что хочет кто-то другой. И очень довольна своим решением. Кроме того. Это так приятно. Когда ко мне приходят слушатели и говорят: «Я считал этого композитора совершенно неинтересным, но благодаря вам открыл в нем что-то новое».  
 
Сюжет «Лючии ди Ламмермур» - типично романтический: Шотландия, XVI век, династические распри, запретная любовь, безумие, одним словом – сплошь романтические клише. ЧемонВаспривлекает?
Я, напротив, думаю, что он очень актуален. Во все времена и во всех культурах было противостояние кланов, ситуации, когда люди шли наперекор общественным нормам во имя своей любви – этим он и близок сегодняшнему слушателю, потому что в определенные моменты он может узнать себя и посочувствовать героям. Кроме того, юноша и девушка из соперничающих семейств – этот мотив всем нам близок еще со времен «Ромео и Джульетты». 
 
В «Лючии» есть знаменитая сцена безумия главной героини, которая считается одной из самых трудных для любой певицы. Воплощая столь сложный образ, Вы полагаетесь на себя, или на тот рисунок роли, который Вам уже ранее предложил режиссер?
То, что предлагает режиссер, те музыкальные решения, которых требует дирижер, несомненно, важны, потому что опера – это всегда коллективный труд. Однако когда звучат первые такты этой знаменитой сцены, я выхожу на сцену без них - совершенно одна. Поскольку вокальная партия невероятно труда, я должна рассчитывать свои силы и в то же время достоверно передавать поведение сумасшедшей героини – от которой не знаешь, что ждать в следующей момент. Я полагаюсь на свой опыт и на музыку, которая сама подсказывает верные решения.  
 
Выступление в роли Лючии будет Вашим третьим появлением в Москве – впервые Вы приехали сюда участницей Конкурса им. Чайковского, прошлой весной – с сольным концертом. Какое впечатление произвел на Вас город тогда и теперь?
Это два разных мира, населенные двумя разными людьми. Приехав сюда в марте, я даже не ожидала, что за двенадцать лет все может так поменяться. Но, разочарует вас мой ответ или нет, наряду с несомненными переменами к лучшему, многое меня разочаровало. Например, то, что в московских магазинах почти нельзя найти что-то русское! Мне кажется, Москва взяла от Запада не самое лучшее – везде продается одежда ровно тех же марок, которые можно купить в любом международном аэропорту! А я бы, наоборот, хотела бы купить что-то, что продается здесь и только здесь – что очень печально. Кроме того, меня поразила разница между состоятельными людьми, которые по западным меркам баснословно богаты, и бедными, которые почти нищенствуют. Россия – страна контрастов, это я знала и раньше, но не ожидала, что это будет столь бить в глаза. Единственное, что, пожалуй, не меняется – и слава Богу! – это русская публика, которая по-прежнему на редкость тепла и внимательна.   
 
Вас не смущает, что в Москве Вы будете играть одну из своих лучших ролей в концертной версии?
Для оперы, которая здесь почти не идет, это даже лучше – люди смогут оценить музыку, не отвлекаясь на сценографию и режиссерские изыски. Кроме того, кто сказал, что на сцене концертного зала нельзя играть – отсутствие костюмов и декораций не означает, что мы будем стоять неподвижно – а один жест или один взгляд могут передать подчас гораздо больше, чем целая театральная сцена.
 
Статус оперной звезды накладывает определенные обязательства? Есть ли у него «обратная сторона медали»?
Вы должны постоянно помнить о своем голосе - это главное. Поэтому большинство певцов не курят, стараются избегать больших доз алкоголя. Но это не значит, что мы какие-то особенные, как многие думают. Я веду нормальный образ жизни: езжу с мужем во всякие экзотические страны, где климатические условия абсолютно не вредят моему голосу, и не притворяюсь небожительницей, которая живет в призрачном мире гламура. Сколько бы я не зарабатывала, я всегда помню, что огромный процент населения земли живет меньше чем на доллар в день – и это помогает сохранять трезвый взгляд на вещи. Большой недостаток в жизни оперного певца – отсутствие времени на личную жизнь, потому что вы все время в разных местах и живете на чемоданах. Но я, похоже, нашла некий баланс между творчеством и личной жизнью. Больше об этом ни слова – боюсь сглазить (Смеется). 
 
7 фактов о Лоре Клейкомб
 
  1. В тяжелые студенческие годы, когда ей отчаянно не хватало денег, Лора была вынуждена подрабатывать… водителем такси.
  2. Первый большой прорыв в карьере певицы произошел в 1994 году – ее внезапно пригласили заменить заболевшую исполнительницу в Женевской опере в роли Джульетты («Капулетти и Монтекки» Беллини). Когда ей позвонили с этим предложением, Лора находилась в аэропорту – мгновенно сказав «да», она просто перебронировала билет на другой рейс в другом направлении.
  3. На конкурсе им. Чайковского Лора стала любимицей публики, но получила всего лишь II премию, что разочаровало очень многих. Москва запомнилась ей… жесточайшей аллергией на тополиной пух. С тех пор она не принимает предложений выступить в России летом.
  4. Первый американский триумф певицы состоялся в Хьюстоне в Grand Opera в роли Джильды («Риголетто» Верди) – как свидетельствует пресса, Клейкомб даже удалось затмить главную звезду постановки – игравшего главного героя Дмитрия Хворостовского.
  5. Певица известна своей сценической раскрепощенностью: когда она играла Клеопатру в опере Генделя «Юлия Цезарь» она по настоянию режиссера появилась в одной из сцен плавающей в ванной, абсолютно обнаженной.
  6. В любые поездки на небольшие расстояния Лору сопровождает ее собака – карликовый терьер по кличке Туллио. Однажды на генеральной репетиции в одном из европейских театров дирижер обратил внимание на странные непрекращающийся звук в пустом зале: к ужасу Лоры, это был храп ее любимой собаки, уснувшей в партере.
  7. Лора имеет персональный сайт, на котором много страниц уделено советом для молодых певцов: она дает дельные указания по самым разным вопросам – от составления резюме до тонкостей сексуальной жизни.