Создатели альманаха о любви к Парижу, воодушевленные успехом, решили продолжить серию признаний. В преддверии скорой премьеры «Нью-Йорк, я люблю тебя» мы вспоминаем лучшие ленты, снятые о «Большом Яблоке».

«Вестсайдская история» (1961)

В Нью-Йорке музыка звучит повсюду: в клубах, ресторанах, на улицах, в такси. Ну и, конечно же, на Бродвее, где около 40 театров каждый вечер предлагают вниманию туристов музыкальные спектакли и шоу. Закономерно, что одним из самых известных фильмов о Нью-Йорке стала «Вестсайдская история». Мюзикл, написанный Леонардом Бернстайном и Стивеном Зондхаймом по мотивам «Ромео и Джульетты», рассказывает историю, типичную для старой, еще не политкорректной Америки: Тони и Мария, в то время, когда банды их пуэрто-риканских и белых сородичей бьются не на жизнь, а на смерть за власть над западным Манхэттеном, полюбили друг друга.


«Таксист» (1976)

Вообще, вплоть до 90-х годов Нью-Йорк изображался мрачным, опасным, сводящим с ума. Предельное отчуждение, нереальность происходящего, опустошение и тупая ярость, рано или поздно выплёскивающаяся наружу, — именно такие чувства рождает этот город у 26-летнего Тревиса Бикла из знаменитого картины Мартина Скорсезе. Вернувшись из армии, Тревис устроился работать таксистом. Он в одиночестве бродит по злым улицам, бесцельно нарезает круги на автомобиле или проводит время в полупустых кинотеатрах «для взрослых». «Прелести» ночной работы наводят героя на мысль, что пора бы уже купить несколько пистолетов и вычистить всю грязь из этого города.


«Манхэттен» (1979)

Но даже в самые мрачные годы разгула преступности город оставался привлекательным. Художники-авангардисты, писатели, джазмены, приезжавшие сюда со всех концов света — все находили себе приют в «Большом Яблоке». Певцом их своеобразного мирка, стал, конечно же, Вуди Аллен. Страстно преданный родному городу, Аллен снял свои лучшие фильмы именно здесь — в том числе, и «Манхэттен», вошедший в «нью-йоркскую трилогию». Типичная для Вуди история невротика-интеллектуала, запутавшегося в своих многочисленных женщинах, разворачивается на фоне богемного Манхэттена — и знаменитый кадр с Алленом и Дайан Киттон на скамейке перед мостом Квинсборо представляет сегодня Нью-Йорк не хуже, чем фотография статуи Свободы.


«Однажды в Америке» (1984)

Мосты Нью-Йорка вообще не обойдены вниманием киношников — достаточно вспомнить душераздирающую сцену «Лапша, я поскользнулся!» из «Однажды в Америке». Эпизод был снят на улице Вашингтон в Бруклине — как раз в этом районе и располагались еврейские кварталы, в которых орудовала компания гангстеров, ставших героями четырехчасовой саги. «Мне нравится запах улицы», — говорит герой де Ниро своему другу, и, видимо, эту любовь разделял и Серджио Леоне. Грязные кварталы времен «сухого закона», бандиты в длиннополых пальто и шляпах, любовь, обреченная на неудачу, и дружба, обреченная на предательство, — никто не смог показать Нью-Йорк 30-х лучше, чем он.


«Когда Гарри встретил Салли» (1989)

К счастью, великий город настолько разнообразен, что в нем можно найти место не только для печального, но и для смешного. Сложные отношения двух яппи, переехавших из Чикаго в Нью-Йорк и обнаруживших через 16 лет своей дружбы, что влюблены друг в друга по уши, — одна из лучших романтических комедий, снятых в Нью-Йорке и о Нью-Йорке. Надо сказать, что даже через два десятка лет благодарные горожане не забывают о фильме Роба Райнера и Норы Эфрон — в забегаловке «У Каца», где снималась знаменитая сцена с оргазмом Мэг Райан, и сейчас висит памятная табличка: «Здесь Гарри встретил Салли. Надеемся, вам принесут то же, что подавали ей!».


«Банды Нью-Йорка» (2002)

Не сразу строилась не только Москва, но и Нью-Йорк: не стоит забывать, что на том же месте, где сейчас выросли гигантские небоскребы, когда-то стояли всего лишь жалкие лачуги грязного портового городка. В середине XIX века город раздирали на части враждующие банды переселенцев. Американцы хорошо помнят свою историю: в этом может убедиться каждый, посмотрев кровавую эпическую повесть, снятую Мартином Скорсезе. События полуторавековой давности, о которых рассказывается в фильме, вымышлены лишь отчасти — в основу картины лег одноименный документальный роман Герберта Эксбери.


«Монстро» (2008)

В Нью-Йорке все огромное... Ужас, который внушает вновь прибывшему колоссальный Город, создатели фильма «Монстро» воплотили в чудовищном существе, явившемся непонятно откуда, чтобы уничтожить Манхэттен. Уродливое, запуганное, болезненное создание, заблудившееся в лабиринте улиц, кажется совсем маленьким по сравнению с исполинским Нью-Йорком. Монстро крушит все вокруг не столько от злобы, сколько от безысходности: если он бы умел петь, его сольной арией должна была стать песня «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».
 


«Секс в большом городе» (2008)

Пятой — и главной — звездой фильма, поставленного вслед сериалу о четырех женщинах, ищущих свое счастье в суете большого города, конечно, является сам Нью-Йорк. Город вечного становления и постоянных изменений, он предстает на экране таким, каким его любят жители и туристы: суматошным, безумным, и, все-таки, невероятно красивым. Городом стильных бутиков, кафе и ресторанов. Городом рекламных агентств, глянцевых журналов и галерей современного искусства. Городом, в котором хочется остаться навсегда.