Модный российский режиссер Павел Руминов после хоррора «Мертвые дочери» неожиданно снял романтическую комедию с прекрасными актерскими работами.

Павел Руминов, кажется, не слишком любит людей. А судя по фильмам, его интерес к ним, весьма и весьма специфичен. В «Мертвых дочерях» мертвые герои были гораздо позитивнее живых, а в его новой картине «Обстоятельства» любимый персонаж – практически натуральный зомби. С другой стороны, как еще более правдоподобно обыграть «простую» историю о семейных неурядицах, которые случаются в каждой ячейки общества?
Две семейные пары, четверо друзей, уютная квартира, высокая итальянская кухня, тщательно накрытый стол. И множество мелочей из жизни такого неуловимого в России среднего класса – сложно отказать съемочной группе «Обстоятельств» в умении обратить внимание зрителей на многочисленные детали интерьера и приметы современного быта. Кадр в каком-то смысле «ломится» от мелочей, камера неторопливо обозревает их, добавляя напряжения во вроде бы невинную мизансцену дружеского ужина.

Агнесса в исполнении Елены Морозовой и правда выглядит немного странновато в нелепом чепчике, с густо раскрашенными глазами и весьма свирепым аппетитом. Как это случается почти всегда, она – лишь приманка для зрительского внимания. С помощью ярких, подчас забавных эпизодов, намекающих на ее не слишком живое поведение, авторы фильма все глубже погружают зрителя в жгучий котел внутрисемейных ссор и «бытовухи», известных всем, кто прожил в браке не год и не два.
Для эксцентрической комедии Павел Руминов вместе со сценаристом-дебютантом Николаем Куликовым выбрали весьма выразительные акценты. Каждый из персонажей «зациклен» на чем-то своем, и, собравшись за одним столом, они по очереди демонстрируют «фишку», а вместе являют собой столь любимую классическими кинематографистами проблему некоммуникабельности.

Хозяин дома Артур весь растворился в своем увлечении итальянской кухней. А Лиза, его жена – практикующая акушерка, не имеющая своих детей, экзальтирована аки «тургеневская барышня». Крайне нервный «менеджер среднего звена» Тихон думает только о работе и переживает только по поводу нее, а его жена Агнесса, не слишком востребованная актриса, внезапно становится загадочной флегматичной девушкой в чепчике.

Конечно, надо отметить, что женский состав фильма (Полина Кутепова и Елена Морозова) – поистине лучшее, что есть в «Обстоятельствах». Острая, отточенная, иногда подчеркнутая театральность Кутеповой прекрасно гармонирует с абсолютной киногенией Морозовой, которая органично смотрится в кадре, несмотря на явную ненормальность собственной героини.Михаил Крылов и Илья Любимов выполняют скорее роль «свиты», но и с ними режиссер поработал блестяще: чувства и переживания, которыми полнится этот фильм, демонстрируются ими четко и явственно, помогая зрителю расставить эмоциональные акценты в сюжете.
Что же касается ручной камеры, которая раздражала многих в предыдущем фильме Павла Руминова «Мертвые дочери», то здесь жанр диктует совсем иную картинку. Камера чаще всего статична и крайне любит лица людей и детали, которые способствуют нагнетанию нервозной обстановки и повышению уровня адреналина в крови зрителей. Чего стоят многозначительные «замирания» камеры над разнообразными колюще-режущими предметами и пустоты в действии, которые заполняются нервическим ожиданием аудитории. Впрочем, эти пустоты могут заполняться и смехом, тем более, что «Обстоятельства» это позволяют.